Перспективный план в младшей группе. Воспитание культурно-гигиенических навыков

Основополагающую роль в воспитании полезных привычек играет родительский пример. Ребенок автоматически усваивает принятые в семье правила. Именно в семье, за общим столом у ребенка вырабатываются (или не вырабатываются) хорошие манеры. Если папа не моет руки перед едой, то не стоит ждать от ребенка иного поведения. Дети быстро перенимают манеру поведения взрослых: если родители говорят с набитым ртом, сидят, развалясь, кладут локти на стол или едят руками, то вряд ли можно требовать от малыша иного поведения. За столом абсолютно все имеет значение: не только что мы едим, но и как мы это делаем. Ребенок - это зеркальное отражение взрослых.

Когда малыш лезет в общее блюдо рукой, кидает куски, стучит ложкой или громко требует чего-то, некоторым родителям кажется, что все окружающие должны так же, как и они, умиляться милым шалостям. Всё „списывается" на детскую непосредственность. Мол, дитя подрастет и образумится. Однако дитя вырастает, и оказывается, что время упущено. Если не удалось привить правила поведения вашему ребенку с ранних лет (самое позднее пяти, и только перед походом в школу родители начинают рассказывать ему о том, „что положено", то они рискуют безнадежно опоздать.

Освоение культурно-гигиенических навыков

К нам в группу приходят очень разные малыши. Кто-то из них самостоятельно пользуется горшком, а кто-то категорически отказывается с ним дружить, некоторые детки едят ложкой, другие же приучены только к бутылочке или с большим удовольствием копаются в своей тарелке руками. Почему же так происходит?

Самые первые представления о культурно-гигиенических навыках ребенок получает именно в семье. Заботливые родители начинают приучать малышей к аккуратности и самостоятельности буквально с пеленок.

Одним из первых навыков является навык аккуратного приема пищи. Малыша сразу надо приучать к активному участию в процессе еды.

Ребенка старше полутора лет желательно кормить за столом. В нашей группе мы следим (дома это делают родители) за тем, чтобы ребенок, сидя на стуле, упирался ногами в пол, а высота стола приходилась бы на уровне его согнутых локтей.

Помимо этого воспитываем и закрепляем у детей и другие навыки (которые также закладываются в семье): следим, чтобы они не садились за стол с грязными руками, не выходили из-за стола с куском хлеба, пользовались носовым платком, салфеткой.

При одевании и раздевании также даём возможность детям в какой-то степени действовать самостоятельно. Приучаем детей к опрятности в одежде, переодеваем их, как только загрязнилось платье, или стали мокрыми штанишки.

Одинаковые требования к правилам гигиены и навыкам самообслуживания в детском садике и дома, приводят к лучшему запоминанию и закреплению полезных привычек.

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.

среднего профессионального образования

Калининградской области

Индустриально- педагогический колледж.

Контрольная работа.

Специальность «Дошкольное образование»

Курс группа

Студентки:

Дисциплина: «Педагогика»

Тема: «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы »

Преподаватель:

Дата представления:

Дата рецензирования:

Черняховск, 2010.

Введение……………………………………………………………………….3

1. Культурно- гигиенические навыки и их значение в жизни человека…..4

* Пополнять и обновлять уголок здоровья в группе.

* Сделать подборку дидактических игр.

Методическая копилка:

* Составить перспективный план работы по воспитанию

культурно–гигиенических навыков и самообслуживания.

* Разработать конспекты занятий и проведение режимных моментов.

* Сценарии развлечений и досугов.

Работа с родителями:

Консультации

* «Как правильно одевать ребёнка на прогулку »

* «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей»

* «Культурно-гигиенические навыки и их значение в развитие ребенка »

* «Прогулка зимой – это здорово»

Родительские собрания:

«Формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников в семье и в дошкольном учреждение»

5. Краткое описание проекта по этапам

Тип проекта: Групповой, творческий.

Продолжительность проекта: Годовой.

Основной этап:

Выполнение подробного плана работы по всем видам деятельности с детьми; большая совместная образовательная работа с детьми, родителями для решения поставленных задач; подборка художественных произведений, потешек, загадок, словесных игр по данной теме; блок занятий по ознакомлению с окружающим миром.

Заключительный:

Подведение итогов работы над проектом: опрос детей, презентация проекта.

6. План мероприятий по реализации проекта

Подготовительный этап

Сбор литературы по данной теме.

Диагностика детей по данной теме.

Составление плана работы.

Разработка содержания проекта.

Основной этап

Наглядная информация для родителей на тему:

«Как приучить ребёнка быть аккуратным»

Блок познавательных занятий «Одежда»

Подборка художественных произведений,

потешек, загадок, словесных игр по данной теме.

Блок познавательных занятий «Обувь»

Оформление уголка (туалетной комнаты)

Наглядного материала по произведению К. Чуковского «Мойдодыр »

Художественное слово, детский фольклор в свободное время от занятий: потешки, прибаутки, загадки, художественная литература.

«Как ухаживать за молочными зубами »

Дидактические упражнения: «Оденем куклу на прогулку»

«Уложим куклу спать»

Оформление дежурного уголка.

«Культурно-гигиенические навыки у детей младшего возраста».

Чтение русской народной сказки

«Про непослушные ручки и ножки».

Дидактическое упражнение:

«Айболит встречает ребят»

Чтение художественной литературы:

«Мойдодыр »

Игры ситуации:

«купание куклы»

«Накормим куклу»

Наглядная информация для родителей на тему:

«Что должен ребёнок иметь дома из предметов для развития культурно-гигиенических навыков».

Дидактические игры:

«Водичка, водичка »,

«Вымой руки»

Чтение сказки К. Чуковского

«Федорино горе»

Дидактические игры:

«Умывалочка»,

«Делаем причёску»

Занятия на тему:

«Варвара краса – длинная коса»

Заучивание потешки

«Расти коса, до пола»

(окружающий мир младшая группа)

Дидактическое упражнение

Занятия на тему:

«Водичка, умой моё личико »

Заучивание потешки «Водичка, водичка »

Дидактическое упражнение:

«Покажем кукле Кате как мы умеем умываться и вытирать

руки полотенцем».

Дидактическое упражнение:

«Покажем кукле Кате как делаем зарядку после дневного сна».

Полоскание ротовой полости кипячёной водой после каждого приёма пищи.

Беседа-наблюдение с детьми

Наталья Соловьева
Перспективный план работы во второй младшей группе по формированию культурно-гигиенических навыков

сентябрь

1 неделя

Вспомнить знакомые песенки, потешки о подготовке к столу, правилах личной

гигиены и правилах поведения за столом.

Продолжать знакомить детей с предметами личной гигиены (мыло) .

2 неделя

Вспомнить знакомые песенки, потешки о подготовке к столу, правилах личной гигиены и правилах поведения за столом.

Цель: Закреплять умения есть вилкой второе блюдо и гарнир, есть котлету, запеканку, отделяя вилкой кусочки по мере съедания, не дробить заранее; брать пирожки, хлеб из общей тарелки, не касаясь других кусочков руками; пережевывать пищу с закрытым ртом; пользоваться салфеткой по мере необходимости

3 неделя

Чтение; С. Капутикян «Маша обедает»

(Хрестоматия для маленьких. Пособие для воспитателей детского сада. / Сост. Л. Н. Елисеева – 5-е издание. М., Просвещение. 1997.) с. 57

Цель: Закреплять умения есть вилкой второе блюдо и гарнир, есть котлету, запеканку, отделяя вилкой кусочки по мере съедания, не дробить заранее; брать пирожки, хлеб из общей тарелки, не касаясь других кусочков руками; пережевывать пищу с закрытым ртом; пользоваться салфеткой по мере необходимости

4 неделя

Показ презентации «Культура поведения за столом»

Цель: закреплять культуру поведения за столом

октябрь

1 неделя

Чтение: Папка: «Песенки, потешки о подготовке к столу, правилах личной гигиены и правилах поведения за столом.»

2 неделя

Дидактические игры: «Вымоем куклу», «Правила гигиены»

3 неделя

Инсценировка по стихотворению А. Барто «Девочка чумазая»

Цель: закреплять навыки, полученные в младшей группе: намыливать руки до образования пены, тщательно смывать, умываться, насухо вытирать лицо и руки своим полотенцем, вешать его на место, пользоваться индивидуальной расческой, своевременно пользоваться носовым платком

4 неделя

Голицына, Шумова «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей» с. 40)

Цель: закреплять навыки, полученные в младшей группе: намыливать руки до образования пены, тщательно смывать, умываться, насухо вытирать лицо и руки своим полотенцем, вешать его на место, пользоваться индивидуальной расческой, своевременно пользоваться носовым платком

ноябрь

1 неделя

Чтение: И. Муравейка «Я сама»(из книги С. Прокофьева «Машины сказки»)

2 неделя

Чтение: Н. Павлова «Чьи башмачки» (отксерено, С. Прокофьева «Сказка про башмачки». (из книги С. Прокофьева «Машины сказки»)

Цель: Совершенствовать умения быстро одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно размещать свои вещи в шкафу, аккуратно складывать и развешивать одежду на стуле перед сном. Закреплять умения пользоваться всеми видами застежек, узнавать свои вещи, не путать с одеждой других детей

3 неделя

Ситуационные моменты «Не завязанный шарф» (Голицына, Шумова «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей»)

Цель: Совершенствовать умения быстро одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно размещать свои вещи в шкафу, аккуратно складывать и развешивать одежду на стуле перед сном. Закреплять умения пользоваться всеми видами застежек, узнавать свои вещи, не путать с одеждой других детей

4 неделя

Ситуационные моменты «Развязанные шнурки», «Расстёгнутая куртка»(Голицына, Шумова «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей»)

Цель: Совершенствовать умения быстро одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно размещать свои вещи в шкафу, аккуратно складывать и развешивать одежду на стуле перед сном. Закреплять умения пользоваться всеми видами застежек, узнавать свои вещи, не путать с одеждой других детей

декабрь

1 неделя

Чтение: Папка: «Песенки,потешки о подготовке к столу, правилах личной гигиены и правилах поведения за столом.»

Цель: Закреплять навыки, полученные в младшей группе: намыливать руки до образования пены, тщательно смывать, умываться, насухо вытирать лицо и руки своим полотенцем, вешать его на место, пользоваться индивидуальной расческой, своевременно пользоваться носовым платком

2 неделя

Дидактическая игра: «Вымоем куклу»

(Голицына, Шумова «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей» с. 39-40)

Цель: Закреплять навыки, полученные в младшей группе: намыливать руки до образования пены, тщательно смывать, умываться, насухо вытирать лицо и руки своим полотенцем, вешать его на место, пользоваться индивидуальной расческой, своевременно пользоваться носовым платком

3 неделя

Инсценировка по стихотворению А. Барто «Девочка чумазая» Голицына, Шумова «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей» с. 40)

Цель: Закреплять навыки, полученные в младшей группе: намыливать руки до образования пены, тщательно смывать, умываться, насухо вытирать лицо и руки своим полотенцем, вешать его на место, пользоваться индивидуальной расческой, своевременно пользоваться носовым платком

4 неделя

Дидактическая игра «Правила гигиены»

(Голицына, Шумова «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей» с. 39-40)

Цель: Закреплять навыки, полученные в младшей группе: намыливать руки до образования пены, тщательно смывать, умываться, насухо вытирать лицо и руки своим полотенцем, вешать его на место, пользоваться индивидуальной расческой, своевременно пользоваться носовым платком

январь

1 неделя

Тема: Дидактическая игра «Чашки – ложки»

Цель: познакомить детей с предметами сервировки (ложка, чашка, тарелка) .

2 неделя

Тема: «Научим Чебурашку накрывать на стол»

Цель: Учить детей правильно сервировать стол, узнавать и называть предметы сервировки.

3 неделя Тема: «Напоим Катю чаем»

Цель: Продолжать знакомить детей с предметами сервировки, правильно сидеть за столом.

февраль

1 неделя

2 неделя

Показ приемов работы, объяснение, напоминание по содержанию в порядке одежды и обуви

Цель: учить замечать непорядок в одежде, обращаться за помощью к взрослым

3 неделя

Беседа: «Чтобы быть здоровым» (Голицына, Шумова «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей» с. 36)

Цель: учить полоскать рот после приема пищи.

4 неделя

Ситуацинный момент «Как и когда мы пользуемся салфеткой»

Цель: закреплять умение пользоваться салфеткой по мере необходимости

март

1 неделя

Беседа «Чистота и здоровье». (Голицына, Шумова «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей» с. 39)

2 неделя

Л. Воронкова «Маша-растеряша» (отдельная книга)

Рассматривание иллюстраций.

Цель:учить самостоятельно или с помощью взрослого приводить в порядок внешний вид: подтянуть колготки и носки, расправить рубашку и т. д.

3 неделя

Ситуационный момент «Кто рукавчик не засучит, тот водичку не получит»

Цель: Формировать умение правильно вести себя в умывальной комнате: не шуметь, не толкаться, не разбрызгивать воду. Учить перед умыванием засучивать рукава, мыть руки после пользования туалетом

4 неделя

Чтение: «Песенки,потешки о подготовке к столу, правилах личной гигиены и правилах поведения за столом.»

Цель: Формировать умение правильно вести себя в умывальной комнате: не шуметь, не толкаться, не разбрызгивать воду. Учить перед умыванием засучивать рукава, мыть руки после пользования туалетом

апрель

1 неделя

Рассказ воспитателя «Как мы будем сушить одежду».Цель: учить просушивать мокрую после „ прогулки одежду в сушильном шкафу.

2 неделя

Игровые упражнения, закрепляющие умение обратиться за помощью и поблагодарить за нее (см.. Образовательная область «Социализация»: Воспитание культуры поведения и положительных моральных качеств)

Цель: закреплять навыки вежливого обращения за помощью, благодарить за оказанную помощь

3 неделя

Продуктивная деятельность: наведение порядка в раздевальных шкафчиках

Цель: учить замечать непорядок в одежде, следить за своим внешним видом, поддерживать порядок в своем шкафу

4 неделя

Рассказ воспитателя из личного опыта «Что мы должны делать, когда кашляем и чихаем».

Цель: учить отворачиваться при кашле, чихании или закрывать рот платком

май

1 неделя

Рассказ воспитателяиз личного опыта «О поддержании в порядке одежды»

Цель: Закреплять навыки поддерживания аккуратного внешнего вида. Учить чистить одежду с помощью взрослого

2 неделя

Рассказ воспитателя из личного опыта «Как правильно пользоваться носовым платком».

Цель: учить правильно пользоваться носовым платком: развернуть, освободить нос, поочередно зажимая одну ноздрю, свернуть платок использованной частью внутрь. Закреплять навыки, полученные в течение года, учить пользоваться только предметами личной гигиены, проявлять к ним бережное отношение

3 неделя

Продуктивная деятельность. «Наши красивые и аккуратные вещи»

Цель: совершенствовать навыки аккуратности и опрятности, закреплять умение приводить в порядок одежду

4 неделя

Игровые упражнения с игрушечными столовыми приборами.

Сюжетно-ролевая игра «Семья»

Цель: совершенствовать навыки, полученные в течение года

культурный гигиенический детский навык

Большое значение в охране и укреплении здоровья ребёнка имеет гигиеническое воспитание и воспитание культуры поведения. В дошкольном учреждении гигиеническое воспитание детей заключается в рациональном использовании условий внешней среды, сообщения детям элементарных гигиенических сведений и формировании на их основе навыков и привычек, способствующих укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а также воспитанию культуры поведения. Гигиеническое воспитание проводится как индивидуально, с каждым ребёнком, так и коллективно, со всей группой в целом. Гигиеническое обучение и воспитание постоянно осуществляется в повседневной жизни учреждения.

В «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой сформированы задачи содержания гигиенического воспитания. Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребёнка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками}

Loading...Loading...