Бульварное кольцо: от основания до наших дней. Улицы Бульварного кольца

    Кольцо - получить на Академике актуальный промокод на скидку Boohoo RU или выгодно кольцо купить с дисконтом на распродаже в Boohoo RU

    Одна из главных магистралей (кольцо «А») в центре Москвы, проходящая по исторически сложившейся черте города, на месте разобранной стены. Возникнув в конце XVIII — начале XIX вв., Бульварное кольцо протянулось более чем на 9 км, сохраняя… … Москва (энциклопедия)

    Бульварное кольцо - Бульв арное кольц о (в Москве) … Русский орфографический словарь

    Бульварное кольцо Москвы на атласе А. Хотева, 1853 … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Бульварное кольцо (значения) … Википедия

    Бульварное кольцо: Бульварное кольцо последовательность десяти улиц (бульваров) в центре Москвы. Бульварное кольцо градостроительный ансамбль в Риге (Латвия) … Википедия

    Москва Третье кольцо в районе Бережковской набережной … Википедия

    Эта статья или часть статьи содержит информацию об ожидаемых событиях. Здесь описываются события, которые ещё не произошли … Википедия

    Четвёртое транспортное кольцо автомобильная дорога в Москве. Работы по строительству Четвертого транспортного кольца и северной и южной рокад в Москве идут полным ходом. Столичные власти надеются, что появление этих новых магистралей значительно… … Википедия

    Станция Лукино. Старая платформа … Википедия

    - (МК МЖД) (Московская окружная железная дорога (МОЖД), Малое московское кольцо (ММК)) окружная железная дорога в Москве, предназначенная для осуществления грузовых перевозок между всеми 10 магистральными железнодорожными направлениями… … Википедия

Книги

  • Бульварное кольцо. Путеводитель (аудиокнига MP3 на 2 CD) , З. Король. Путеводитель - самый удобный и доступный способ познакомиться с городом. Виртуальное путешествие на персональном компьютере: фотографии, описание маршрутов, возможность изучить и распечатать… аудиокнига
  • Бульварное кольцо. Путеводитель (2CDmp3) , Король З.. Путеводитель - самый удобный и доступный способ познакомиться с городом. Виртуальное путешествие на персональном компьютере: фотографии, описание маршрутов, возможность изучить и распечатать…

И только спустя века, когда трафик в городе стал более напряженным, стены были снесены и на их месте разбили бульвары - улицы с аллеями. Позднее их обустроили лавочками для отдыха, осветили фонарями. И сейчас бульвары выполняют те же функции, что и столетия назад, однако, из-за постоянного увеличения количества автомобилей на улицах Москвы, было решено сделать Сретенский бульвар проезжим. Все же, несмотря на это, Бульварное кольцо остается любимейшим прогулочным маршрутом москвичей и гостей столицы.

Но, обратимся немного к истории этого знаменитого прогулочного маршрута. Знаменитое «Бульварное кольцо», образовано десятью бульварами и по форме напоминает, скорее, подкову, упирающуюся в набережные Москва-реки. История его восходит к середине XVI века, когда для защиты Большого Посада, давно вышедшего за границы Китай-города, был насыпан земляной вал, на котором, по приказу сына Ивана Грозного, Федора Иоанновича, в 1585 году было начато строительство крепостной стены, получившей название Белый город.

Говорят, что о том, как выглядела стена Белого города, можно составить представление по Смоленской крепостной стене, которая была построена вслед за Белгородской под руководством того же самого зодчего. Общая протяженность стен Белого города составила 10 километров, высота – 10 метров и шириной 4-6 метров.

К началу XVIII века стена утратила фортификационное значение и стала разбираться на кирпич. Разборку стен курировал Каменный приказ. При Екатерине II было принято решение об окончательном сносе стены и башен Белого города. На их месте высаживались деревья и кустарники.

Несмотря на снос стен, ворота с башнями еще некоторое время стояли. Назывались они точно также, как большинство современных бульваров. Собственно бульвары и прилегающие переулки получили названия по воротам и башням: Яузские, Покровские, Фроловские (Мясницкие), Сретенские, Дмитровские, Петровские, Тверские, Никитские, Арбатские, Чертольские (Пречистенские), Всехсвятские (Водяные). После сноса ворот образовались площади. Последними, в 1792 году, были снесены Арбатские ворота.

Названия московских площадей сохранили память о разрушенных башнях-воротах: Площадь Пречистенские Ворота, Площадь Арбатские Ворота, Площадь Никитские Ворота, Площадь Сретенские Ворота, Площадь Мясницкие Ворота, Площадь Покровские Ворота, Площадь Яузские Ворота. Нынешняя Пушкинская площадь долгое время именовалась площадью Тверских ворот. Сюда же следует отнести Белгородский проезд.

Несмотря на свое название, Бульварное кольцо не замкнуто, оно ограничено с юга Москвой-рекой. Самый длинный бульвар - Тверской (857 м). Самый короткий - Сретенский (214 м). Самый широкий - Страстной (123 м).

Традиционно прогулку по Бульварному кольцу начинают на Гоголевском бульваре, рядом со станцией метро Кропоткинская и Кропоткинской площадью, где некогда стояли Чертольские ворота Белого города, с 1658 года переименованные в Пречистенские, по имени улицы, ведущей к иконе Пречистой Божьей Матери в Новодевичьем монастыре. До 1924 года и бульвар назывался Пречистенским, но был переименован в Гоголевский в период празднований 115-летия великого русского писателя. Заканчивается он на Арбатской площади, одной из самых старых площадей Москвы.

Пройдя дальше, мы попадаем на Никитский бульвар, в 1950 году он был ненадолго переименован в Суворовский. Ранее здесь был женский Никитский монастырь. Монастырь был упразднён в середине 1920-х годов, а постройки разобраны к 1933 году,сохранился только корпус келий. На месте монастыря в 1935 году было построено здание электроподстанции метрополитена.

Тверской бульвар всегда являлся местом прогулок тех, кто хочет «и себя показать и других посмотреть», да и обустроен он был лучше остальных. Он состоит из главной аллеи и более тенистой – боковой. В конце бульвара, с 1880 по 1950 год, стоял памятник Пушкину. Позднее его перенесли на Пушкинскую площадь, перейдя которую, мы попадаем на Страстной бульвар, начинающийся за зданием кинотеатра «Россия», открытым в 1961 году.

Самый длинный бульвар - Тверской (857 м). Самый короткий - Сретенский (214 м). Самый широкий - Страстной (123 м)

От Страстного, до Трубной площади, идет Петровский бульвар, длина которого 449 метров. В пожар 1812 года многие дома и деревья на бульваре сгорели. В 1818 году бульвар был восстановлен. В 1880-х годах по бульвару проложили линию конки, в 1911 году заменённую трамваем. В начале 1941 году пустили троллейбус. В 1947 году бульвар ограждён красивой чугунной решёткой, а вход на него с Трубной площади украшен двумя гранитными постаментами с чугунными вазонами. В 1963 году с бульвара убрали трамвайную линию.

Сретенский бульвар, примечательный тем, что по его внешней стороне сохранился откос - остаток крепостного вала. Назван в 1830-х гг., как начинающийся от площади на месте Сретенских ворот Белого города. В конце бульвара находится станция метро «Тургеневская» и открытая в 2007 году станция «Сретенский бульвар».

Через площадь Мясницких ворот кольцо продолжается 822-метровым Чистопрудным бульваром, который по праву может называться самым элегантным. Обрамленный светильниками и каменными скамьями, гранитный барьер памятника Грибоедову, открывает зелёные аллеи бульвара, второго по площади после Тверского. Поначалу украшающие бульвар пруды назывались Погаными, так как от них смердело отбросами забитого скота. Но купивший земли неподалеку и очистивший пруды любимец Петра Великого – князь Меньшиков, строжайше запретил их загрязнять, после чего они стали Чистыми. Свечой возвышается над бульваром собор Гавриила Архангела (Меншикова башня), также выстроенный по приказу всесильного фаворита Петра.

Самый молодой бульвар - Покровский; дело в том, что до 1891 г. на его отрезке до Казарменного переулка располагался просторный плац Покровских казарм. Плац окончательно был ликвидирован только в 1954 г., после чего аллею трансформировали в полновесный бульвар.

Яузский бульвар - самый укромный и тихий. Он расположен вдали от шумных магистралей и кварталов.Впрочем тихим и комфортным этот район был всегда.

В XIV-XV веках через Яузские ворота проходила дорога на Коломну и Рязань, севернее ее располагались великокняжеские сады, а к юго-востоку Васильевский луг. Возле нынешнего бульвара в XVII веке существовала стрелецкая слобода полка Воробина (Николоворобинские переулки), а ниже, у Яузы - слобода серебряников (мастеров монетного двора), увековеченная в названии Серебрянической набережной. Здесь находились дворы купцов, офицеров, подьячих и церковного причта. По другую сторону крепостной стены, внутри Белого города, обосновалась знать - Юсуповы, Еропкины, выдающийся русский государственный деятель Ф. А. Головин и другие. К концу XVIII века здесь появляются дворы Г. А. Потёмкина-Таврического, княгини Щербатовой, вытесняя низшие сословия на окраину города.

Бульварное кольцо в Москве сформировалось на месте некогда стоявших здесь оборонительных стен , которые потеряли свою актуальность к концу восемнадцатого столетия и уже не содержались к тому времени в надлежащем состоянии. Так, в 1750 году обвалилась часть стены и погребла под собой несколько человек.

Бывшее фортификационное сооружение начали разбирать в годы правления императрицы Екатерины Второй, для чего был образован в 1774 году специальный Каменный приказ.

План демонтажа был представлен уже в 1775 году. Из него следовала, что на месте укреплений Белого города должны были обустроить аллеи, обсаженные с обеих сторон деревьями, а на месте бывших башен с проездными воротами разбивали открытые площади (именно поэтому в названии многих площадей Бульварного кольца присутствует слово «ворота»). План утверждала лично Екатерина II, после чего исполнители немедленно приступили к работам.

Укрепрайон скоро сравняли с землей, а ценный в то время камень из разобранных стен пошел на строительство (в частности, из него был выстроен великолепный ).

Стоит отметить, что строительство бульваров не было какой-то чисто российской особенностью. Их созданием занимались в то время во многих европейских городах на месте бывших средневековых валов, находящихся уже в черте разрастающихся населенных пунктов.

Происходит это слово, по мнению специалистов, от немецкого «болверк», что значит «укрепленный земляной вал». Далее, его переняли французы, а затем оно уже пришло в Россию, трансформировавшись в «бульвар». Правда, в народе первоначально произносили на русский манер - «гульвар».

Первым появился на будущем Бульварном кольце Тверской бульвар. Случилось это в 1796 году. Проект разработал архитектор Семен Антонович Карин, служивший тогда при городской Управе Благочиния. Практически сразу его территория стала любимым местом москвичей, где им понравилось прогуливаться и отдыхать. Помимо этого, Тверской стал своеобразной светской гостиной.

Количество бульваров увеличивалось с каждым годом. Виссарион Григорьевич Белинский в 1845 году назвал этот зеленый пояс Москвы лучшим городским украшением, которому может завидовать даже столичный в то время Санкт-Петербург. Соответственно, красивому месту и дали благозвучное название - «кольцо».

Но были и серьезные проблемы. Так, в 1862 году на Бульварном кольце незаконно вырубили огромное количество деревьев, которые, скорее всего, пошли на растопку распространенных тогда в городе печей для обогрева жилищ. Кроме того, сам газон был изрядно измят от прогулок и выгула собак, а ограда во многих местах была попросту сломана.

Московский генерал-губернатор был вынужден немедленно доложить о ситуации лично царю, который повелел принять необходимые меры для защиты зеленого пояса Первопрестольной. Именно тогда на кольце появились смотрители, прямой обязанностью которых было следить за порядком. Но это не являлось единственным действием властей, которые вынужденно запретили в этом месте передвижение с тележками, катание на велосипедах и даже хождение граждан с чемоданами в руках.

Первый транспорт - конка - появился на Бульварном кольце в 1887 году и уже в начале XX века круговой проезд стал одной из главных городских магистралей и получил название кольцо «А».

Конку заменили трамваем в 1911 году. Первый вагон по маршруту «А», прозванный москвичами , прошел 29 (?) февраля (указывается в некоторых источниках). Интересно, что кольцевой маршрут проходил даже вдоль Кремлевских стен.

Трамвай «А» стал не просто обычным транспортным средством, а некоей . Упоминание о нем можно встретить в творчестве Ильфа и Петрова, Константина Паустовского, Михаила Зощенко и Булата Окуджавы.

Бульварное кольцо сильно пострадало во время бомбежек Москвы в 1941 году, но после окончания Отечественной войны бульвары быстро восстановили и они ожили вновь. Только за период с 1945 по 1947 годы здесь высадили более 4 тысяч деревьев и еще большее количество кустарников - около 130 000 (!).

В канун празднования 800-летнего юбилея образования Москвы сетчатую ограду заменили на низкие чугунные ограждения, а вместо обычных скамей установили деревянные диваны. Входы в прогулочную зону также оформили монументальными светильниками и изящными вазонами. Проект комплексного переустройства и озеленения был выполнен под руководством Виталия Ивановича Долганова.

Бульвары и площади Бульварного кольца

Бульварное кольцо насчитывает всего 10 бульваров и 13 площадей. Несмотря на свою, так сказать, геометрическую привязку, оно не является замкнутым и ограничено с южной стороны руслом Москвы-реки. В него входят:

«Памятником садово-паркового искусства» Бульварное кольцо было объявлено в 1978 году. К 850-летию образования города было разработано и осуществлено колористическое оформление ограничивающих его зданий. Проект разработал архитектор Александр Владимирович Жук (?).

Бульварное кольцо - ландшафтная достопримечательность Москвы - возникло в конце 18-го века на месте Белгородской стены, оборонительной фортификации, которая была упразднена и разобрана за ненадобностью. Проездные башни стены также были разрушены, а на их месте образовались площади, названия которых напоминают о прошлом их назначении. В названиях сохранилось упоминание о воротах: Покровские Ворота, Арбатские Ворота, Никитские Ворота и т. д.

Сколько бульваров в Бульварном кольце?

Всего было образовано десять бульваров, которые расположились друг за другом в форме подковы, окружая центр Москвы. Концы "подковы" упираются в образуя непосредственно Бульварное кольцо. Карта Москвы содержит полную информацию обо всех бульварах вместе с площадями. В отличие от Садового кольца, Бульварное имеет более компактные очертания.

Бульварное кольцо (Москва, как известно,долго строилась) в нынешнем его виде появилось не сразу. Первый бульвар, Тверской, был заложен в 1796 году архитектором С. Кариным, а затем в обе стороны от Тверского бульвара разошлись девять остальных бульварных проспектов. Окончательно московское Бульварное кольцо сформировалось в первой половине 19-го века.

Свое начало оно берет от Соймоновского проезда на Пречистенке и продолжается от площади Пречистенские Ворота до Арбатской площади. Этот участок называется Гоголевским бульваром. переходит в площадь Арбатские Ворота. От Арбатских Ворот начинается Никитский бульвар, который упирается в площадь В этом месте Бульварное кольцо пересекается с Большой Никитской улицей, выходящей на Манежную площадь.

После Никитских Ворот кольцо продолжается Тверским бульваром, упирающимся в Пушкинскую площадь. От площади А. С. Пушкина отходит его окончанием является площадь Петровские Ворота, которую пересекает знаменитая московская улица Петровка. После Петровских Ворот, Бульварное кольцо продолжает Петровский бульвар, который простирается до Трубной площади.

Сретенский бульвар оканчивается площадью Тургенева, соединяющей Мясницкую улицу и проспект Академика Сахарова. В конце Сретенского бульвара расположена площадь Мясницкие Ворота, от которой берет свое начало Чистопрудный бульвар, переходящий в площадь Покровские Ворота. Следующая площадь, Хохловская, является местом, откуда начинается Покровский бульвар, который сразу переходит в бульвар Яузский.

Яузский бульвар оканчивается площадью от которой отходит Устьинский проезд, последнее звено московского Бульварного кольца.

Бульвары и их отличия

Некоторые из 10 бульваров кольца имеют свои признаки отличия. Гоголевский бульвар проходит на трех уровнях. Внутренняя магистраль идет по верхнему уровню, средняя по среднему ярусу, а внешний проезд проходит по самой нижней линии. Такую ступенчатость бульвар получил благодаря разным по высоте берегам ручья Черторой, протекавшего когда-то на месте Гоголевского бульвара.

Самый "молодой" бульвар из всех - это Покровский, долгое время его образованию мешали Покровские казармы и огромный плац при них. Плац снесли в 1954 году, и только после этого аллея была превращена в полноценный бульвар.

Самым коротким бульваром является Сретенский, его длина всего 214 метров, а самый длинный - Тверской бульвар, 857 метров. Рекордной шириной - 123 метра - отличается Страстной бульвар.

Памятники

Бульварное кольцо знаменито своими памятниками:

  • А. С. Пушкину на
  • Владимиру Высоцкому и Сергею Рахманинову на Страстном бульваре.
  • Н. В. Гоголю и Михаилу Шолохову на Гоголевском бульваре.
  • А. С. Грибоедову на бульваре Чистопрудном.
  • На Тверском бульваре Сергею Есенину и К. А. Тимирязеву.
  • На выходе со Сретенского бульвара установлен памятник В. Г. Шухову.

Станции метро

По периметру московского Бульварного кольца расположены следующие станции метро:

  • станция "Кропоткинская" (Сокольническая линия);
  • станция "Арбатская" (Филевская линия);
  • станция "Пушкинская" (Таганско-Краснопресненская линия);
  • станция "Тверская" (Замоскворецкая линия);
  • станция "Чеховская" (Серпуховско-Тимирязевская линия);
  • станция "Трубная" (Люблинско-Дмитровская линия);
  • станция "Тургеневская" (Калужско-Рижская линия);
  • станция "Сретенский бульвар" (Люблинско-Дмитровская линия);
  • станция "Чистые пруды" (Сокольническая линия).

Конка и трамвай

Транспорта на Бульварном кольце не было, москвичи обходились извозчиками. Однако в 1887 году на бульварах появились конные экипажи. Конка работала до 1911 года, затем по Бульварному кольцу пустили трамвай. Маршрут считался кольцевым, хотя вагоны ходили только до набережной Москвы-реки в обе стороны.

В 1947 году Бульварное кольцо было частично отреставрировано к 800-летию Москвы. Устаревшие скамейки в скверах заменили на новые, современные. Полностью заменили сетчатую ограду, к тому времени уже проржавевшую. Вместо нее установили литые чугунные заграждения. С 2011 года Бульварное кольцо стало излюбленным местом для всевозможных протестных митингов и демонстраций.

Златоглавая столица - это огромное количество возможностей для поклонников пеших городских прогулок. Множество спрятанных двориков, в которых приятно посидеть летним днём, в одиночестве или с компанией. В путеводителях Москвы можно найти исчерпывающее руководство в духе «Посмотрите направо - вы увидите одну достопримечательность, посмотрите налево - а вот еще одна». А теперь просто опустите глаза под ноги - если в этот момент вы случайным образом оказались на Бульварном кольце, то вам повезло, и только что вы увидели еще одну интересную достопримечательность.


Бульварное кольцо сначала может показаться малоинтересным иностранным гостям Москвы - на нем нет вроде бы ничего выдающегося, чтобы было всемирно известно или бросалось в глаза. Однако это вовсе не так, поклонники истории и архитектуры могут узнать и увидеть на этих улочках много интересного. Бульвары так же любимы жителями столицы, по ним можно совершить прогулку и немного отдохнуть во время выходных или после трудового дня.

Из далекой Франции...

Слово «бульвар» далеко не сразу приобрело свое значение, и несколько веков назад произнеся в разговоре фразу «мы вечером прогулялись по бульвару», вы могли бы довольно сильно удивить собеседника. Дело в том, что до 17 века слово boulevard означало крепостное укрепление, стену, ширина которой, конечно, позволяла прогуляться по ней, но разве что только городским стражникам. Хотя, если немного углубиться в историю возникновения Бульварного кольца, то может стать понятным, почему его стали называть именно так.

Из общей истории Бульварного Кольца

Почему Кольцо называют Кольцом, выяснить до сих пор не удалось ни историкам, ни архитекторам. Возможно, все дело в благозвучности, а на деле же десять бульваров, общей протяженностью около девяти километров, имеют форму подковы и не замыкаются в окружность. Бульварное кольцо было основано на месте стен старого Белого города, защитного сооружения, которое было заложено Федором Иоанновичем, сыном Ивана Грозного, в 1585 году. Толщина стен составляла 5-6 метров, а общая протяженность сооружения достигала 10 километров. Разумеется, постройка была не абсолютно глухой и в местах пересечения с улицами были возведены ворота. Так появилось одиннадцать ворот: Васильевские, Яузские, Покровские, Мясницкие, Сретенские, Петровские, Тверские, Никитские, Арбатские, Трёхсвятские и Пречистенские, которые изначально назывались Чертольскими. Стена выполняла защитные функции относительно недолго - чуть больше двух веков. После этого стены начали ветшать и разрушаться, и в 1796 году часть сооружения была разобрана, и на ее месте, подражая Европе того времени, была создана аллея с зелеными насаждениями. Первым был основан Тверской бульвар, который по праву считается «родоначальником» всего Кольца. Окончательно уничтожила фортовое сооружение война 1812 года, и к 1820 году уже по всем девяти бульварам были высажены деревья и кусты, установлены чугунные ограды.

Как и положено горожанам, жители Москвы далеко не сразу приняли и полюбили нововведение, и хоть какую-то популярность бульвары приобрели только к концу 19 века. Способствовал этому запуск конки, маршруты которой чуть позже были заменены трамваями. Почти во всех путеводителях можно найти информацию о том, что Бульварное кольцо пережило много военных действий и противостояний: баррикады начала 20 века, революцию 1917 года, Великую Отечественную Войну. Кстати, на время военных действий к Бульварному кольцу вернулась защитная функция: на его улицах размещались аэростаты воздушной обороны и зенитки.

Пик популярности, когда бульвары стали использовать для прогулок, пришелся на послевоенное время, правда для восстановления былой красоты пришлось высадить более трех тысяч деревьев и более ста тысяч кустарников.

В наши дни постоянно ведется благоустройство аллей: высаживаются сезонные цветы, ставятся детские площадки. Увы, если учитывать почти постоянные пробки столицы, то удовольствие от прогулки по Кольцу можно получить только в тот момент, когда гуляющий не зажат между двух пробок - рано утром или поздно вечером.

Прогулка по бульварам

У каждого из десяти бульваров есть своя история, знают которую чаще всего только экскурсоводы. Но ведь всегда можно ситуацию исправить - давайте посмотрим, что есть особенного на каждом из бульваров и какие интересные исторические факты можно узнать об этих пешеходных улицах.


(Тверской бульвар, 1825 год)

Из десяти бульваров, Тверской, пожалуй, самый известный среди туристов и гостей столицы. Улица берет свое начало от Никитских ворот, где начинается нумерация домов и заканчивается Пушкинской площадью, с основной улицы путешественники смогут попасть в несколько переулков: Сытинский и Богословский, а также на Большую Бронную. Структура бульвара представлена центральной основной аллеей и боковой.

Официальной датой основания Тверского бульвара принято считать 1796 год, последняя капитальная реконструкция проводилась в 1947 году. Общая протяженность улицы составляет 872 метра - это самый длинный бульвар из всех московских. Изначально улица была засажена березами, но деревья не прижились и было решено посадить липы. Чуть позже из растительности появились клены, пенсильванский ясень, дубы, ель и туя.

Именно здесь был установлен один из самых известных монументов Москвы - памятник А.С. Пушкину. Деньги на памятник собирались по подписке, установка произошла в конце 1880 года. На открытии побывало множество известных людей, в том числе произносили речи Тургенев и Достоевский. Немного позже памятник был перенесен на Пушкинскую площадь и стал местом встреч, одним из самых известных в Москве. Приблизительно в это же время была проложена по Тверскому бульвару конка, которая впоследствии была заменена трамвайными путями. 20 век тоже принес свои изменения: на бульваре появились впервые книжные базары, которые со временем стали традиционными, был разбит сквер на месте целого квартала снесенных домов, а в конце столетия открыт первый в Москве Макдональдс.

Архитектурное разнообразие построек до сих пор не перестает восхищать архитекторов и поклонников истории. Несмотря на то, что самые старшие дома относятся по времени строительства к 18-19 веку, среди построек можно встретить большое разнообразие архитектурных стилей. Из архитектурных памятников на бульваре сохранился музей-усадьбы Голицыных, литературный университет им. Горького, дом Камерного театра и дом № 17, который некогда принадлежал известному богачу В. П. Осташевскому.

Гоголевский бульвар

Еще одним известным среди туристов местом, которое многие считают самым красивым из всех бульваров Москвы, стал Гоголевский бульвар. Начинающийся от Пречистенских ворот и заканчивающийся Арбатскими воротами, бульвар протянулся на 750 метров и занимает третье место по протяженности среди московских бульваров. Изначально эта улица носила название Пречистенского бульвара, а в 1924 году, когда город отмечал 115-летие великого русского писателя Н. В. Гоголя, бульвар был переименован. Гоголевский бульвар имеет очень интересное трехступенчатое рельефное строение, причиной этого стало то, что у ручья Чертороя были неодинаковые по высоте берега.

Поклонники архитектуры и памятников найдут для себя на бульваре много интересных объектов. Оправдывая называния, со стороны Арбатских ворот расположен памятник Н. В. Гоголю, а в середине бульвара расположен довольно необычный памятник Михаилу Шолохову, созданный по проекту А. Рукавишникова. Монумент представлен лодкой, в которой сидит писатель, а по разным сторонам от его транспорта расположены лошади, плывущие в разные стороны. Согласно идее, воплощенной в камне, животные символизируют «красных» и «белых» времён Гражданской войны. Самые отчаянные скалолазы могут попробовать залезть к Шолохову в лодку, которая расположена на достаточно большом возвышении, или посидеть на головах лошадей, «торчащих» из водного потока.

По нечётной стороне бульвара расположены усадьбы П. Ф. Секретарёва (дом 5/2) и П.П. Хрущёва (дом 31), которые включены в фонд архитектурного наследия. На четной стороне улицы расположены усадьба Лодыженских-Столыпина (дом 2/1/18), дом-усадьба князя И.М.Оболенского - И.И.Некрасова (дом 4/3), а в 14 доме находилась усадьба Е.И. Васильчиковой.

Никитский бульвар

Продолжая Гоголевский бульвар, от Арбатских ворот начинается Никитский бульвар, образованный в 1820-ых годах. Общая протяженность бульвара составляет 520 метров, с 1950 по 1993 год улица называлась Суворовским бульваром. Особенностью нумерации домов улицы является то, что дома начинаются не с первого, а с пятого, что порой сбивает с толку приезжих. Это объясняется тем, что в шестидесятых годах двадцатого столетия на месте первых домов был построен транспортный тоннель.

В доме под номером семь расположен музей имени Н.В. Гоголя - именно здесь русский классик жил довольно продолжительное время, а также это здание печально известно тем, что именно в нем Гоголь сжег второй том «Мертвых душ». На территории музея открыта научная библиотека, а коллекции постоянных выставок содержат уникальные экспонаты: редкие документы и книги, личные вещи, фотоматериалы, археологические находки. Другим довольно интересным зданием является дом номер 13, построенный архитектором К.К. Кайзером. Изначально в нем располагалось Общество распространения знаний между образованными женщинами, после чего дом принадлежал частной гимназии Е.Н. Долу. В 1920 году здание занял медико-фармацевтический комбинат, который был преобразован в Московский фармацевтический институт.

Огромное значение для современной культуры имеет дом 8а, который много лет назад принадлежал князю Гагарину. В наши дни там расположен Дом журналиста, который зачастую сокращенно называют «Домжур». На территории Центрального Дома Журналиста проходят показы интеллектуального кино, выставки, тематические вечера и концерты.

Петровский бульвар

От Петровских ворот до Трубной площади проходит Петровский бульвар, названный так из-за Высоко-Петровского монастыря, с которого начинается улица. Общая протяженность Петровского бульвара составляет 449 метров, нумерация домов начинается от Петровских ворот. С бульвара путешественники смогут попасть в 3-ий Колобовский переулок и Крапивенский переулок.

За продолжительную историю облик бульвара претерпел несколько существенных изменений. Основанный в начале 19 века, бульвар сильно пострадал во время пожара 1812 года, когда было уничтожено большое количество зданий и растений Петровского бульвара. На восстановление облика улицы ушло почти шесть лет. В этот промежуток времени улицу стали заселять в основном купцы, что сделало бульвар неофициальными торговыми рядами. Из-за новых жителей изменился и характер возводимых домов. Стремясь во многом сэкономить, купцы стали строить относительно высокие здания с узкими и иногда неудобными лестницами. В начале 19 века существенно расширили Трубную площадь и построили так называемые парадные входы на Петровский, Цветной и Рождественский бульвары. В 1941 году по бульвару был впервые пущен троллейбус.

В доме номер 6-8 расположен любопытный образец архитектуры времен царствования Павла I. Этот дом принадлежал историографу Татищеву, потом дом перешел во владение обрусевших французов Катуар. А дом номер 17, который бросается в глаза своей изящной архитектурой и яркой отделкой, принадлежал торговцу вином Депре.

Покровский бульвар

Это самый молодой бульвар, он появился только в 1891 году. Улица начинается с Хохловской площади и заканчивается Воронцовской улицей, которая в свою очередь переходит в Яузский бульвар. Покровский бульвар был довольно продолжительное время не очень благоустроен, и только в 1911 году здесь был пущен трамвай, проведено озеленение.

Вдоль аллей в первой половине 20 века были посажены липы, березы, жимолость, тополя, лиственницы, а также поставлено 13 скамеек на каменных пъедесталах. На бульваре раньше располагался станинный Межевой садик, который был позже переименован в Милютинский сад. На территории садика устраивались танцы, спектакли, массовые игры. В настоящее время там расположена детская площадка.

Вдоль бульвара расположено несколько интересных зданий, которые несомненно заслуживают внимания. Недалеко от Покровских ворот расположено здание бывшей гостиницы «На покровских воротах»», которое было признано памятником архитектуры, но в настоящее время находится, к сожалению, в довольно плачевном состоянии. Если немного свернуть в сторону от бульвара и пройтись немного по Покровке, то можно увидеть невысокое красивое здание небесно-голубого цвета -это усадьба Апраксиных-Трубецких (архитектурный памятник 18 века). Если побродить по переулкам, то можно увидеть церковь Вознесения Христа в Барашах и церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы в Барашах, а на Покровских воротах находится церковь Троицы Живоначальной на Грязях.

На самом Покровском бульваре находится памятник Н.Г. Чернышевскому, автору философского романа «Что делать?». Длинный дом номер три по бульвару - это казармы, общая протяженность которых составляет более ста метров. Девятый дом - это бывшая усадьба Крестовниковых, а дом 11 признан самым лучшим памятником зрелого классицизма, здесь расположен дом Дурасовых.

Рождественский бульвар

Этот бульвар по сути своей является пятисотметровым крутым склоном, который некогда спускался к берегам реки Неглинка. Свое название улица получила благодаря Богородице-Рождественскому женскому монастырю, территория которого располагалась на месте нынешней Трубной площади.

Пожар 1812 года почти полностью уничтожил внешнюю сторону бульвара, на которой были расположены лавки. Внутренняя стороны бульвара осталась в целости, однако бульвар пришлось восстанавливать все равно. В 1820 году было проведено озеленение улицы.

На протяжении советского времени, бульвар неоднократно пытались перестраивать, порой не заботясь о культурной и эстетической стороне жизни. Так, стоявший здесь фонтан был разобран, а на его месте был установлен общественный туалет, а через Трубную площадь собирались проводить эстакаду. Печальную известность бульвар приобрел еще и благодаря 6 марта 1953 года, когда тут произошла давка людей, пришедших проститься со Сталиным.

Архитектура бульвара - это мозаика из эстетики прошлых веков и прогресса настоящего времени. Например, по нечетной стороне в доме номер три расположен огромный бизнес-центр «Легенды Цветного», который можно увидеть издалека и уж точно невозможно не заметить вовсе. Большинство старых домов - это доходные дома известных людей, время строительства зданий - конец 19 - начало 20 веков.

Сретенский бульвар

Один из самых короткий бульваров, его протяженность составляет всего 214 метров. Улица берет свое начало от Сретенских ворот и заканчивается Тургеневской площадью. От Сретенского бульвара путешественники смогут попасть в Милютинский, Фролов и Костянский переулки. Датой основания бульвара принято считать 1830 год, застройка улицы проходила довольно быстрыми по тем временам темпами. К 1850 году вдоль Сретенского бульвара было расположено уже 17 домов, из которых только пять было выполнено из дерева, остальные – каменные. В 1880 году была проведена линия конки, которая позже была заменена трамваем.

В 1976 на бульваре был установлен памятник Н. К. Крупской, созданный архитектором В.Л. Воскресенским и скульпторами Белашовыми. В 2008 году на этой же улице появился памятник В.Г. Шухову авторства скульптора С. Щербакова.

Из архитектуры здесь можно посмотреть на несколько красивых жилых домов разного времени создания. Дом номер 9 был создан в 1924-1920 годах, под руководством архитектора Н.И. Жерихова, дом 4/19 строился в 1927 году под руководством Л.С. Животовского. В доме под номером пять располагался жилой дом Наркомата связи СССР, а в настоящее время там находится гостиница «Связист плюс».

Страстной бульвар

Страстной бульвар - тоже рекордсмен в своих показателях. Он является самым широким из всех бульваров кольца, его ширина составляет 123 метра. Нумерация домов и начало бульвара идет от Пушкинской площади и заканчивается Петровскими воротами. Свое название улица получила в честь монастыря Страстной иконы Божия Матери.

В 19 веке бульвар был условно «поделен» несколько необычным образом. С одной стороны был расположен монастырь, а с другой - Сенная площадь, известная тем, что днем здесь активно шла торговля сеном, а по вечерам и ночам работали нечистые на руку дельцы. С другой стороны, такое сочетание высокодуховного и весьма обыденного в Москве было всегда, и удивляться этому уже не приходится.

Страстной бульвар известен также своими тремя памятниками. В начале улицы, непосредственно на Пушкинской площади, расположен памятник Пушкину, в середине бульвара можно обнаружить памятник С.В, Рахманинову, установленный в 1999 году, а пройдя до конца бульвара путешественники увидят установленный в 1995 году памятник Владимиру Высоцкому.

Фактически, каждый дом, построенный вдоль бульвара - это памятник архитектуры, расписать историю каждого практически невозможно. Особое внимание можно уделить дому номер 15\29, в котором располагалась Екатерининская больница, дом номер 4, в котором располагался доходный дом князя К.А. Горчакова и 16\27 - «Петровская гостиница», которая неоднократно правда перестраивалась, но известна тем, что это бывшее здание Высоко-Петровского мужского монастыря.

Чистопрудный бульвар

Про это место знают даже те, кто ни разу не гулял по Бульварному кольцу и на память не могут перечислить все бульвары, входящие в его состав. Чистопрудный бульвар - это одно из самых известных мест Москвы, в котором никогда не бывает тихо и безлюдно. Большой пруд с птицами и прокатом лодок, большое количество магазинов и ресторанов, уличные музыканты и тематические выставки - все это как магнитом притягивает сюда жителей и гостей столицы.

Начало бульвар берет от Мясницких ворот, откуда идет нумерация домов, до Покровских ворот, его протяженность составляет 822 метра. Историю возникновения названия «Чистые пруды» знают, наверно, практически все. Изначально пруд носил названия поганого, из-за того, что в него сбрасывались отходы с мясного производства (с Мясницкой улицы). А. Д. Меньшиков, который поселился недалеко от пруда, приказал вычистить пруд и дать ему новое название. Историки так и не пришли к единому мнению, почему нынешнее название имеет множественное число, хотя пруд по факту один.

Застройка Чистопрудного бульвара была закончена к 19 веку, к этому времен сформировалось четкое деление на внешнюю и внутреннюю сторону бульвара. Внутренняя сторона бульвара была сформирована двухэтажными домами состоятельных людей, внешняя - одноэтажными зданиями менее состоятельных людей.

В 1959 году на Чистопрудном бульваре был установлен памятник А.С. Грибоедову. Место установки было выбрано в связи с тем, что писатель довольно долгое время жил на Мясницкой улице. В центре бульвара в 2006 году был установлен памятник Абаю Кунанбаеву. От станции метро «Чистые пруды» ходит знаменитый трамвай «Аннушка», который горячо любим иногородними туристами.

Яузский бульвар

От Воронцова поля до Яузских ворот расположился Яузский бульвар, пожалуй, наименее известный из всех бульваров Кольца. Начало возникновения бульвара было положено в 1760 году, когда тут была снесена стена. Однако, именно тут проходила Яузская дорога, по которой отходила русская армия в 1812 году, и пожар полностью уничтожил этот район. Нормальный облик бульвару вернули только к 1824 году, в тот же год, когда была заложена хитровская площадь.

На бульваре нет памятников, зато есть несколько домов, мимо которых нельзя пройти мимо и не полюбоваться ими. 13 дом - это пример московского модерна, дом, построенный архитекторами Г. А. Гельрихом и Н.П. Евлановым. В девятом доме располагалась городская усадьба М.Г. Спиридонова, архитектурный памятник 19 века.

Разумеется, это далеко не все достопримечательности десяти московских бульваров. О них пишутся книги, бульвары становятся «героями» романов, песен, кинолент, стихотворений. Найдите время спокойно прогуляться в выходной день по Бульварному кольцу - не пожалеете.

Loading...Loading...