Принцип гуманистической направленности в педагогике. Принцип гуманистической направленности

ПЕДАГОГИКА,

З.Г. Нигматов

ПРИНЦИП ГУМАНИЗМА КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Современная эпоха внесла свои коррективы в идею гуманизма. Экономическая нестабильность, вспышки национализма, приводящие к серьезным конфликтам между народами, низкий жизненный уровень значительной части населения порождают проблему выживания человечества, целых народов и каждой отдельно взятой личности. Происходит существенная ломка нравственных ценностей - коллективизм, забота об общественном благе все больше вытесняются эгоизмом. Снижается уровень образования молодого поколения. Мощный натиск «массовой» западной культуры наносит выраженный ущерб нравственному здоровью людей. Все это крайне актуализирует проблему гуманистического воспитания - воспитания молодого поколения, осознающего ответственность перед лицом истории человечества за судьбы своего народа и своей собственной.

Гуманизм признан сегодня в научно-педагогическом сообществе «в качестве ведущей основополагающей идеи развития образования на современном этапе». Истинная гуманность в ее педагогической интерпретации заключается в обеспечении подлинно гуманного отношения к ребенку, его правам, признанию его как субъекта воспитания, в решительном преодолении последствии авторитарного воспитания.

Современное понятие гуманизма в педагогике отражает процесс обновления воспитания на основе ценностей общечеловеческой и национальной культуры. И прежде всего это касается нормативно-правовой базы образования. В Законе РФ «Об образовании» приняты следующие принципы: «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни, здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе. Родине, семье; единство федератьного культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства» .

Современными учеными-педагогами, занимающимися исследованием проблем гуманизма, определен комплекс органически связанных между собой признаков гуманности. К ним относятся:

Проявление внимательности по отношению к людям, забота о человеке и его достоинстве, чести товарищей, родителей, уважение к женщине;

Отзывчивость, чуткость, доброта, тактичность и скромность во взаимоотношениях с людьми, привычка не проходить мимо фактов, требующих вмешательства, не оставлять людей в беде, сочувствие и помощь тем, кто в этом нуждается;

Нетерпимость к фальши, лицемерию, унижению, оскорблению человека, равнодушию, уродливым, аморальным поступкам, подхалимству, бюрократизму, грубости, ко всяким проявлениям неуважения, бестактности, зазнайства, высокомерия и другим действиям, не совместимым с принципом гуманизма;

Стремление активно участвовать в охране общественного порядка, в борьбе за соблюдение моральных норм общежития, охранять природу, проявлять любовь к живому;

Непримиримое отношение к врагам мира, демократии и гуманизма, к расистским теориям о превосходстве одной расы над другой, одного народа над другим.

Эти признаки довольно обстоятельно раскрывают содержание гуманности, но в качестве ее определения служить не могут. Этому мешает громоздкость. Кроме того, определение нравственного явления, в данном случае гуманности, должно характеризовать его более обобщенно. И при перечислении определенных признаков того или иного явления не следует употреблять соподчиненные понятия. Скажем, если названа забота, то это уже предполагает наличие отзывчивости, чуткости, чувства взаимопомощи. Аналогично проявление уважения к достоинству человека уже предполагает понимание ценности его как личности, признание необходимости равноправия между людьми, учета мнений людей, их желаний, настроений и т.д.

Обобщая наиболее характерные и важные признаки гуманности, можно прийти к выводу, что самыми существенными являются:

Признание ценности человека и уважение его достоинства;

Проявление заботы о человеке на основе различных нравственных черт - чуткости, отзывчивости, доброты;

Нетерпимость ко всякому злу.

Все три выделенных признака гуманности принципиально важны и в своем единстве играют решающую роль в гуманных отношениях между людьми. В этих признаках раскрывается то необходимое, чем гарантируется гуманность в осуществлении связи личности с обществом. Соотношение «личность - общество» выглядит как своеобразное проявление проблемы «я - другие».

В гуманности все признаки взаимосвязаны таким образом, что отсутствие реапьных условий для осуществления хотя бы одного из них разрушает всю целостность этого нравственного явления, неизбежно приводит либо к проявлениям гуманности в изуродованном, противоречивом виде, либо к необходимости лицемерия, либо к отрицанию гуманности. Так, забота о благополучии человека гуманна. Но поведение становится антигуманным, если благополучие данной личности создано за счет унижения ее достоинства, наносит ущерб достоинству других людей.

Рассмотрение признаков гуманности в их связи между собой дает основание для попытки сформулировать ее определение.

Гуманность - это осознанное и сопереживаемое отношение к людям, выражающееся в глубоком уважении человеческого достоинства личности, в

заботе о ней и непримиримости к проявлениям зла. В гуманистических отношениях выражаются высшие духовные потребности личности видеть в человеке товарища, друга и брата, жить для блага людей труда, видеть человека удовлетворенным жизнью, счастливым. Специфика этого вида отношении порождена сущностью гуманности как основы нравственности. Именно отношение к людям (гуманное или негуманное) определяет сущность человеческой личности с нравственной стороны.

До сих пор в психолого-педагогической литературе наблюдается терминологический разнобой: в одинаковом значении употребляются термины «воспитание гуманизма» и «воспитание гуманности». Гуманизм, как и гуманность, называют одновременно мировоззрением, чертой характера, качеством, принципом, элементом морали.

В чем причина такого неадекватного понимания педагогического аспекта гуманизма? Многолетнее и целеустремленное исследование развития концепции гуманизма в педагогике заставило нас обратиться не только к педагогической, но и к философской, этической, социологической, историке-политической, психологической литературе. И мы убедились, что проблема гуманизма в первую очередь изучалась философами и историками, а уж потом педагогами и психологами. Поэтому терминологический разнобой в педагогической литературе объясняется, очевидно, тем, что разные исследователи проблемы педагогического аспекта гуманизма, используя различные источники по философии, этике и истории, внесли в педагогику разные подходы к пониманию и определению термина «гуманизм» и его педагогического аспекта - гуманности. Кроме того, каждый из них пытайся дать свою трактовку этим феноменам, увеличивая тем самым количество их структурных компонентов и определений.

Основательное изучение содержания понятий «гуманизм» и «гуманность» позволило нам ответить на вопрос, какой термин следует употреблять: «воспитание гуманизма» или «воспитание гуманности». Поскольку «гуманизм» включает и борьбу за освобождение человека от угнетения, и создание ему всех политических, социальных, экономических условий для жизни и развития всех его сил и задатков, то, очевидно, нельзя сказать, что он воспитывается.

Для обозначения специфики нравственного проявления гуманизма следует употреблять термин «гуманность». Выделение этого термина как нравственного качества показывает, что в морали существуют и формируются особые специфические признаки гуманизма, реализующиеся в отношениях к обществу, к природе, к людям, к самому себе.

Думается, что следует разграничивать и понятия «воспитание в духе гуманизма» и «воспитание гуманности». Второе понятие уже первого, потому что, исследуя проблему воспитания в духе гуманизма необходимо раскрывать не только методы и средства воспитания гуманистических черт, но и показать процесс формирования гуманистического мировоззрения и пути гармонического развития личности. Правильным, на наш взгляд, является термин «гуманистическое воспитание», имеющий в своей основе и ставящий своей це-

лью воспитание истинного гуманиста. Говорить же о «гуманном воспитании» можно в том случае, когда речь идет о характере отношений субъекта воспитания к объекту, общества к учебно-воспитательным учреждениям в целом.

На наш взгляд, в современных условиях все большего возрастания роли человеческого фактора в совершенствовании социально-педагогического пространства принцип гуманизма должен занимать свое достойное место во всех учебниках и учебных пособиях по педагогике.

Как уже отмечалось выше, концепция гуманизма, идеи гуманности на протяжении многих веков являлись своеобразной идейно-методологической основой развития прогрессивной педагогической мысли, научных форм общественно-педагогического сознания. Важнейшим методологическим принципом современной педагогической науки и практики является принцип гуманизма. Он находит свое проявление в их демократичности, в том, что вся система образования - от детского сада до высшей школы - направлена на интересы широких слоев общества, а не отдельных привилегированных групп, как это нередко наблюдалось в истории. Действие принципа гуманизма этим не ограничивается. Он определяет общее направление воспитательной работы во всех учебных заведениях и культурно-просветительных учреждениях, во взаимоотношениях педагогов и учащихся, пронизывает все принципы воспитания.

Так, принцип общественно-личностной направленности воспитания предполагает глубокое понимание цели воспитания и постоянное стремление к ее достижению. В свете этого принципа любое воспитательное средство должно отвечать высокой цели - формированию разносторонне развитой, общественно активной гуманной личности. Руководствуясь этой целью, учителя организуют воспитательный процесс на гуманистической идейно-нравственной основе, опираясь на достижения передового педагогического опыта.

В современных условиях обновления политического мышления, ускорения социального и научно-технического развития и усиливающейся активности общественных систем еще более возрастает необходимость повышения уровня гуманистического воспитания. Для общеобразовательной школы это означает, прежде всего, усиление нравственного просвещения учащихся, духовное обогащение содержания организационных форм и методов воспитания, создание условий воплощения гуманистических идей в повседневные поступки школьников: ты испачкал, изорвал книгу и этим не только испортил вещь, которой будет неприятно пользоваться другим, но ты зачеркнул еще и труд людей; ты отремонтировал книгу, подумай, сколько еще людей будут иметь возможность читать ее и радоваться. Так общественный и идейнонравственный смысл самых простых поступков может стать понятным и стимулирующим воспитательный процесс, если воспитатель будет правильно руководствоваться этим принципом.

Принцип общественно-личностной направленности воспитания предполагает оптимизм воспитания, его веру в победу человеческого достоинства над всем пошлым, антигуманным. Его реализация требует от учителя и роди-

телей высокой принципиальности в оценке личности и поведения развивающихся школьников, умения правильно анализировать их взгляды, поступки и отношения к окружающей действительности (к обществу, к природе, к людям) и в соответствии с этим научно и правильно определять перспективу дальнейшей работы с ними.

Таким образом, данный принцип ясно и последовательно отражает важное требование, чтобы вся воспитательная работа в школе проводилась на гуманистической основе.

Принцип связи воспитания с жизнью, с трудом людей выражает гуманистическую основу требования о том, что школа призвана не только давать учащимся систему научных знаний, но и всесторонне знакомить их с жизнью общества.

Методы и формы этой работы весьма разнообразны: широкое ознакомление школьников с общественно-политическими событиями, происходящими в стране и за рубежом; привлечение как средства воспитания на уроках и во внеклассной работе местного, краеведческого материата. Дети не могут и не должны оставаться равнодушными, безразличными к тому, что их окружает. Их не могут не волновать прошлое и настоящее города (села), производственные успехи их родителей, близких людей.

Работа, основанная на принципе связи воспитания с жизнью, формирует у школьников гуманистические чувства сопричастности ко всему тому, что их окружает. Такие гуманистические качества, как готовность и стремление ребят участвовать в труде на общую пользу, взаимная помощь в работе, общественная активность и дружеские отношения нельзя выработать только с помощью учебных занятий и словесных призывов. Главное - вовлечение учащихся в разнообразные виды деятельности, создание жизненных ситуаций для проявления и закрепления этих качеств. Но, вовлекая учащихся в разнообразные виды деятельности, следует позаботиться о том, чтобы они воспринимались ими как школа гуманистического служения другим людям, обществу, как составная часть общественного стремления за изобилие материальных и духовных благ. Деятельность, связанная с трудом народа, создает благоприятные условия для гуманных поступков в поведении растущего человека.

Практика социально-политических, экономических преобразований в стране и обществе выдвигает новые задачи. Поэтому реализация принципа связи воспитания с жизнью обязательно предполагает постоянное обновление содержания, организации и методики воспитательного процесса в соответствии с требованиями жизни, но наряду с этим - и следования прочным гуманистическим традициям, выработанным предшествующими поколениями воспитателей, неисчерпаемой мудростью народа. Организация воспитания на основе данного принципа - верный путь решения одной из главных задач: приобщение к гуманистическим традициям, социальному опыту людей юных поколений.

Таким образом, взаимосвязь принципа гуманизма с принципом связи воспитания с жизнью, трудом людей состоит в глубоком, неразрывном единстве обучения и воспитания с подготовкой молодого поколения к активному участию в развитии и совершенствовании себя и общества.

К общим принципам воспитательной работы относится принцип воспитания личности в коллективе и через коллектив. Этот"принцип, проверенный и утвержденный педагогической системой А. С. Макаренко в сложнейших условиях работы с беспризорными и безнадзорными детьми, теснейшим образом связан с принципом гуманизма. Гуманистическая сущность этого принципа заключается во взаимной ответственности каждого перед коллективом и коллектива за каждого его члена.

В коллективе создаются самые тонкие и разнообразные отношения между его членами: деловые отношения взаимной ответственности и зависимости, отношения между воспитанниками и воспитателями, между старшими и младшими, наконец, самые разнообразные межличностные отношения симпатии, дружбы, любви и т.д.В этой системе отношений и взаимоотношений и создаются гуманистические основы для формирования разносторонне развитой и общественно активной личности. Опираясь на дружеские отношения и связи, учителя могут ослаблять отрицательное и, наоборот, усиливать положительное влияние отдельных учащихся друг на друга.

В коллективе и с его помощью у школьников развиваются чувство ответственности за порученное дело, чуткость, внимательность, товарищеская взаимопомощь и другие гуманистические качества. Такое ценное качество, как, например, умение сочетать личные интересы с общественными, воспитывается только в коллективе, потому что лишь в коллективе осуществляется гармония общественных и личных целей и интересов.

Коллектив и личность служат источником взаимного обогащения. При правильно поставленной организации дела коллектив не подавляет личные интересы ребенка, но влияет на качество воспитания, на его содержание. Принцип коллективизма является поэтому выражением самой характерной черты подлинно гуманных отношений между людьми. Таким образом, очевидна связь принципа воспитания личности в коллективе и через коллектив с принципом гуманизма.

Важным принципом воспитания в педагогике является принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью. В содержании этого принципа отражено гуманное отношение к человеку в обществе.

Еще в 20-е годы Н.К.Крупская, ПП.Блонский, А.С.Макаренко и другие советские педагоги провозгласили принципы гуманного отношения к детям, уважения их человеческого достоинства. Гуманное отношение к человеку обязательно предполагает и требовательность к нему. В одном из своих выступлений А.С.Макаренко говорил: «Моим основным принципом (а я считал, чго принцип не только мой, но и всех советских педагогов) всегда было: как можно больше требования к человеку, но вместе с тем и как можно больше уважения к нему. В нашей диалектике это, собственно говоря, одно и то же: нельзя требовать большего от человека, которого мы не уважаем.... именно потому, что мы требуем, именно потому, что это требование выполняется, мы и уважаем человека».

Требовательность и вместе с тем чуткое и доверчивое отношение учителей к учащимся повышают эффективность воспитательного воздействия.

Если учитель верит в силы и возможности ученрка, доверяет ему, ученик, стараясь оправдать доверие, ведет себя лучше. Недоверие к ученику, подозрительность, предвзятость при оценке его поведения отдаляют ученика от учителя, ограничивают возможности воспитательного воздействия на него.

Истинные педагоги-гуманисты утверждают: «Как бы мал ни был воспитанник, каким бы непривлекателыгым он не выглядел с первого взгляда позиция воспитателя предписывает относиться к нему с уважением». Но уважетше и любовь к ребенку должны быть разумными. Нельзя правильно воспитать учащихся при условии снижения требований к ним. Школьники, в особенности подростки и старшеклассники, способны почувствовать и осознать проявление уважения к ним в самом факте требовательности со стороны учителя.

Выполнение разумных и посильных требований старших и требований коллектива в конечном счете приводит к тому, что учащиеся становятся требовательными к себе и начинают целеустремленно вырабатывать у себя качества, необходимые гуманному человеку. Требовательность, если она не имеет ничего общего с придирчивостью, мелочностью, есть высшая мера уважения к человеку. И это соединение требований к личности и уважения к ней, как рассматривал A.C.Макаренко,- не две разные вещи, а две диалектически связанные между собой стороны подлинно гуманного отношения к детям.

Опыт воспитательной работы общеобразовательной школы показывает, что игнорирование принципа уважения и требовательности или применение только одной из его сторон наносит серьезный ущерб нравственному воспитанию, приводит к односторонности педагогического воздействия. Только сочетание уважения и посильной требовательности дает положительные воспитательные результаты.

Таким образом, в основе принципа уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью также лежит принцип гуманизма, пронизывающий всю систему воспитания.

Обобщение теории и практики педагогики школы выдвигает принцип воспитания с опорой на положительное. Этот принцип также вытекает из гуманистических основ педагогики, из ее оптимизма - глубокой веры в человека. Естественно, опора на положительное не исключает необходимости преодоления недостатков в поведении школьников. Но успеха в воспитании можно добиться только на основе формирования положительных качеств в характере и поведении детей. Именно опора на эти положительные качества и позволяет формировать у учащихся новые ценные свойства и помогает им преодолевать в своем поведении недостатки.

«Искать в поведении школьника положительное и, опираясь на него, тактично требовать и поощрять к дальнейшему росту и развитию, укрепить его достоинство в коллективе - это важная психолого-педагогическая закономерность воспитания», - отмечает И.Ф.Харламов . А акцентирование внимания на недостатках личности ученика лишает его уверенности в себе, в своих возможностях достичь лучших результатов в деятельности и поведении. Если же педагог доверяет ученику, подчеркивает его положительные

черты, то он, т. е. ученик, стараясь не испортить хорошего мнения о себе и оправдать доверие, обнаруживает лучшие стороны своего характера. А.С.Макаренко считал, что радость достигаемых успехов является сильнейшим средством побуждения учащихся к нравственному развитию, и поэтому он советовал постоянно подмечать положительные сдвиги в поведении детей.

Следовательно, принцип опоры на положительное заключается в гуманном отношении педагога к детям, в выявлении им положительных качеств каждой отдельной личности ученика и использовании их в воспитании. Поэтому и этот принцип находится в тесной связи с принципом гуманизма.

В педагогике сформулирован принцип сочетания педагогического руководства с развитием активности и самостоятельности учащихся. Педагогика рассматривает ребенка не только как объект, но и как субъект воспитательного процесса. Поэтому, работая над формированием личности школьников, учителя постоянно заботятся о развитии их активности и самостоятельности. Это и есть демократический стиль руководства, гуманистический взгляд на личность воспитуемого.

Принцип активности и самостоятельности в процессе воспитания полностью опровергает всякую нивелировку и конформизм личности в условиях гуманистического воспитания. Педагогическое руководство на основе этого принципа обусловливает активное участие детей в собственном воспитании. Воспитание переходит в процесс самовоспитания в интересах целенаправленного развития личности. Такое возможно только в том учебно-воспитательном процессе, идейной основой которого является принцип гуманизма.

Воспитание, как известно, сложный и диалектически противоречивый процесс, требующий установления принципа последовательности и систематичности. Его соблюдение предполагает такую организацию и методику воспитательного процесса, при которой все его составные части и элементы образуют целостное единство. Каждое мероприятие является продолжением ранее проводившейся работы, закрепляет и дальше развивает достигнутое, поднимает воспитание на более высокий уровень.

Этот принцип ликвидирует бессистемность, стихийность, случайность, несогласованность педагогических взаимодействий. Его гуманистический смысл заключается:

В устранении из воспитательного процесса постановки непосильных задач;

В постепенном усложнении содержания воспитания;

В непрерывном воздействии на учащихся с целью формирования у них гуманистических качеств;

В соблюдении преемственности в усвоении системы знаний, умений и навыков, направленных на разностороннее развитие личности, его гуманистического мировоззрения и т. д.

Особенности гуманной системы воспитания наиболее ярко раскрываются в принципе учета возрастных особенностей и индивидуальных различий учащихся. Специфической особенностью педагогического процесса является то, что результаты воспитания не представляют собой зеркального отражения

педагогического воздействия, а достигаются постепенным формированием качеств личности, происходящим в соответствии со свойствами психики, особенностями воспитания, возрастного и индивидуального развития. Поэтому по мере возрастного и индивидуального развития учащихся существенно изменяются содержание, формы и методы организации воспитательного процесса. Меняются они и в соответствии с жизненным опытом, психикой, силами и возможностями детей.

Реализация этого принципа предполагает, чтобы учителя хорошо знали психологию каждого возраста, относились к детям внимательно, заботились об их физическом, интеллектуальном и духовном росте, опирались на имеющиеся у них в данном возрасте потребности и интересы и удовлетворяли их. Все это. в свою очередь, означает реализацию принципа гуманизма.

С другой стороны, индивидуальный подход требует глубокого изучения каждого ребенка с целью использования всех его потенциальных сил и возможностей во всестороннем развитии, вовлекая его в активную жизнь и общественно полезную деятельность коллектива, предупреждения и устранения причин возможных отклонений норм нравственного поведения, оказания помощи в осуществлении целей самовоспитания и т. д.. что также является проявлением заботы о правильном и разностороннем развитии каждого школьника, осуществлением принципа гуманизма в практике школы.

Важным является принцип единства и взаимосвязи всех сторон воспитания, который получил в последнее время еще одно терминологическое оформление - принцип комплексного подхода к воспитанию. Принцип комплексности предполагает единство объективных и субъективных факторов в процессе формирования личности - влияний социальной и природной среды, обстоятельств жизни человека и целенаправленного систематического воспитания. Этот принцип требует подходить к школьнику как к целостной личности, которая характеризуется высокой образованностью, идейностью, гуманистическим мировоззрением, нравственностью, сознательным отношением к труду, т.е. тем, что определяет поведение и деятельность гуманного человека.

Осуществление принципа комплексного подхода к воспитанию обеспечивается единством целей, задач, содержания, методов, организационных форм воспитания, использованием положительных влияний социальной среды, сочетанием воздействия на сознание и поведение школьника, продуманной организацией всех видов деятельности в их целостности и взаимосвязи, единством влияния школы, семьи, средств массовой информации и т. п. Комплексный подход к воспитанию предполагает умение охватить всю совокупность условий и факторов, действующих в формировании гуманной, разносторонне развитой личности. В этом и заключается основное гуманизирующее значение этого принципа воспитания.

Таким образом, даже такое краткое рассмотрение гуманистической сущности принципов воспитания в педагогике показывает, что все они находятся во взаимосвязи с принципом гуманизма, ибо в основе каждого из них лежит требование гуманного отношения, любви и уважения к развивающейся лично-

сти ребенка, философская мысль об отношении к человеку как к высшей ценности и высшей цели общества становится ведущей при определении целей, содержания и методических основ воспитания в школе. Гуманизм пронизывает все принципы воспитания, обогащает их содержание, что позволяет рассматривать принцип гуманизма как основополагающий принцип педагогики.

В центре внимания гуманистической педагогики вне зависимости от ее национальной принадлежности - уникальная целостная личность, стремления которой направлены к оптимальной реализации своих возможностей (самоактуализации). к наибольшей открытости для восприятия нового опыта, на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.

Литература

Турбоеской Я.С. Гуманизация образования как педагогическая проблема //

Гуманистическая парадигма образования и воспитания: теоретические основы

и исторический опыт реализации (конец XIX в,- 90-е гг. XX в.) / Под ред.

М.В.Богуславского, З.И.Равкина. М. 1998. С. 29.

Закон РФ «Об образовании». М. 2003. С. 7.

Харламов И.Ф. Педагогика. Минск. 1979. С. 274-275.

Введение

Принципы являются составной частью методологии и представляют собой базовые теоретические положения, объективно отражающие сущность, фундаментальные закономерности обучения, воспитания, всестороннего развития личности, отношения общества к этому процессу, меру взаимодействия педагога и занимающихся. Принципы служат ориентиром для конструирования практики, профессионального выстраивания технологий в соответствии с целями адаптивной физической культуры.

На основе изучения современных принципов философско-мировоззренческого характера, определяющих стратегический путь развития физической культуры личности разработаны три уровня принципов адаптивной физической культуры: социальные, общеметодические и специально-методические принципы.

Социальные принципы

Социальные принципы отражают педагогические детерминанты культурного и духовного развития личности и общества в целом, включая инвалидов и лиц с ограниченными функциональными возможностями, а также существующие противоречия.

Принцип гуманистической направленности

Современные тенденции гуманизации физкультурного образования предполагают смену ориентиров общегосударственной политики от «подготовки здорового и физически развитого населения» на подготовку персонально каждой личности. В соответствии с новой парадигмой образования интересы развития личности первичны, а общества - вторичны, но чем больше развита личность, тем выше интеллектуальный потенциал всего общества.

Эта концепция выражает гуманистическую идеологию, личностную ориентацию к ценностям физической культуры каждого ее члена. В Законе Российской Федерации об образовании идея общечеловеческих ценностей и гуманизма красной нитью проходит через все положения. Так как люди с ограниченными возможностями и инвалиды являются членами одного сообщества, то эта идея распространяется и на них с равным правом реализации.

Гуманистическое отношение общества к личности инвалида находится пока в переходной стадии, на этапе поиска позитивных решений. Это касается образования, трудоустройства, социализации, создания условий равной личности, экономической независимости. Иллюстрацией этому является исследование И.М. Бгажноковой и А.Н. Гамаюновой (1997), которые в целях социальной адаптации детей-сирот с нарушениями интеллекта изучали общественное мнение о данной категории лиц и готовности населения принять их в качестве равноправных членов общества. Больше половины опрошенных считают, что умственно отсталые должны быть ограничены в праве избирать и быть избранными в органы власти, 42 % респондентов отказали умственно отсталым лицам в возможности работать в обычных трудовых коллективах, а 43 % категорически отрицают право создавать семью и иметь детей.

Если учесть, что большинство детей-сирот, выпускников специальных детских домов не имеют перспективы на индивидуальное место жительства, надежное трудоустройство при отсутствии жизненного опыта в условиях изолированного проживания в учреждениях интернатного типа. То становятся понятными и объяснимыми цифры статистики: каждый третий воспитанник детского дома -- бомж, каждый пятый -- преступник, каждый десятый кончает жизнь самоубийством (по данным Российского детского фонда на 1993 г.).

Категория детей-инвалидов, лишенных родителей или опеки, относится к самой неблагополучной части общества. Эти сведения не могут не тревожить общество и государство. Но решение этих проблем находится не только в сфере реформации социально-экономических отношений в стране, гарантии материального обеспечения и социальной защиты, но и готовности общества понимать и разделять личные проблемы людей с нарушениями в развитии. Становится совершенно очевидным, что данная категория лиц испытывает самый большой дефицит гуманного отношения к себе.

Адаптивная физическая культура, используя естественную потребность человека в движении, игре, эмоциях, общении, обладает высоким потенциалом воздействия на различные сферы жизнедеятельности, создавая условия реализации истинного гуманизма по отношению к инвалидам и лицам с ограниченными функциональными возможностями.

Принцип гуманистической направленности в адаптивной физической культуре означает:

  • · создание равноправных условий на занятиях физическими упражнениями; признание ценности каждой личности независимо от физических и умственных способностей, отставания в развитии, характерологических особенностей;
  • · сугубо индивидуальное телесное совершенствование, ориентированное на раскрытие потенциальных возможностей физического, психического, духовного развития и саморазвития личности;
  • · свободу выбора доступных форм двигательной активности в процессе учебной, досуговой, трудовой, спортивной деятельности в коллективных, индивидуальных, семейных, самостоятельных занятиях, ориентирующих на здоровый образ жизни.

Реализация этого принципа осуществляется следующими педагогическими подходами:

  • - ориентацией на личностное развитие, т.е. формирование целей, мотивов деятельности, побуждающих к удовлетворению потребностей самореализации, познавательной, двигательной, эстетической деятельности, эмоциональной безопасности на занятиях физическими упражнениями;
  • - этикой взаимоотношений, демократическим стилем руководства и общения, проявлением доверия, внимания, чуткости, сопереживания, веры в духовные и физические силы;
  • - вариативностью педагогических воздействий в соответствии с индивидуальными физическими и психическими возможностями, учетом состояния личности «здесь и сейчас».

И иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему , не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства.

Экономика и право: словарь-справочник. - М.: Вуз и школа . Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков . 2004 .

Смотреть что такое "ПРИНЦИП ГУМАНИЗМА" в других словарях:

    ПРИНЦИП ГУМАНИЗМА - один из основополагающих принципов уголовного законодательства в РФ (ст. 7 УК РФ). В соответствии с этим принципом: 1) уголовное законодательство РФ направлено на обеспечение безопасности человека; 2) наказание и иные меры уголовно правового… … Юридическая энциклопедия

    Принцип гуманизма - уголовно правовой принцип, провозглашающий в качестве основного приоритета уголовного закона обеспечение безопасности человека. Наказание и иные меры уголовно правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, в соответствии с… … Большой юридический словарь

    - (см. ПРИНЦИП ГУМАНИЗМА) … Энциклопедический словарь экономики и права

    Под принципом доверия (англ. Principle of charity) в философии подразумевается интерпретация чужих суждений как рациональных и имеющих наиболее разумную интерпретацию из возможных. В более узком смысле цель этого принципа заключается в… … Википедия

    См. Антропологизм. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП … Философская энциклопедия

    Один из принципов права в демократическом государстве. В широком смысле означает исторически меняющуюся систему воззрений на общество и человека, проникнутых уважением к личности. Принцип Г. закреплен в ст. 2 Конституции РФ: Человек, его права и… … Юридический словарь

    Особенности, характерные для уголовного права Российской Федерации, рассматриваются в статье Уголовное право России Уголовное право это отрасль права, регулирующая общественные отношения, связанные с совершением преступных деяний,… … Википедия

    ПРИНЦИПЫ РОССИЙСКОГО УГОЛОВНОГО ПРАВА - это основные, исходные начала, в соответствии с которыми строится и применяется уголовный закон. Принципы выражают идеи, фиксируют представление о том, каким должно быть уголовное право. Такие идеи разрабатываются в теории уголовного права и на… … Словарь-справочник уголовного права

    Особенности, характерные для уголовного права Российской Федерации, рассматриваются в статье Уголовное право России Уголовное право это отрасль права, регулирующая общественные отношения, связанные с совершением преступных деяний, назначением… … Википедия

Книги

  • Диалектика гуманизма Логика Бора vs логика Аристотеля , Гивишвили Г.. В книге излагается новая философская концепция, альтернативная всем современным философским учениям. Она основана на идеях античного гилозоизма и универсальногогуманизма, а также на…
  • Диалектика гуманизма. Логика Бора vs логика Аристотеля , Гивишвили Г.В.. В книге излагается новая философская концепция, альтернативная всем современным философским учениям. Она основана на идеях античного гилозоизма и универсальногогуманизма, а также на…

Принципы воспитания - основные, исходные положения, на базе которых разрабатываются в теории и реализуются в практике со­держание, формы и методы воспитания.

Идея о необходимости гуманизации воспитания довольно отчет­ливо выражена уже в трудах чешского педагога Яна Амоса Камен­ского, а начиная с эпохи Просвещения (XVIII в.), она приобретает все большее распространение в работах педагогов различных стран. Наиболее последовательно эта идея отразилась в теориях свобод­ного воспитания французского мыслителя XVIII в. Жан Жака Руссо и Льва Николаевича Толстого, а в XX в. в гуманистической психологии и в гуманистической педагогике.

В русле социальной педагогики принцип гуманистической направ­ленности воспитания предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития, стратегию его взаимодействия с личностью и коллективом в воспитательном процессе на основе субъект-субъектных отношений.

Реализация принципа гуманистической направленности воспита­ния оказывает положительное влияние на становление детей, под­ростков, юношей, на все аспекты их социализации.

В случае последовательной реализации этого принципа:

именно воспитание в определенной мере определяет то, что как объект социализации человек более или менее успешно осваивает позитивные нормы и ценности, а не асоциальные или антисоциальные нормативно-ценностные системы и пове­денческие сценарии;

воспитание получает определенные возможности создать ус­ловия для эффективной реализации себя человеком как субъ­екта социализации, для проявления и развития его субъектности и субъективности в позитивном аспекте;

воспитание может создать такие условия развития человека, ко­торые помогут ему достичь баланса между адаптированностью в обществе и обособлением в нем, т.е. в той или иной мере ми­нимизировать степень становления его жертвой социализации;

воспитание имеет возможность в определенной мере не до­пустить столкновения человека с теми или иными опасностями на различных возрастных этапах, а также минимизировать и отчасти корректировать последствия этих столкновений, т. е. уменьшить риск превращения человека в жертву неблагоприят­ных условий социализации.

Реализация принципа гуманистической направленности воспита­ния в практике эффективно влияет на развитие у воспитанника рефлексии и саморегуляции, на формирование его отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой, на развитие чувства соб­ственного достоинства, ответственности, терпимости; на формиро­вание личности - носителя демократических и гуманистических от­ношений в обществе.



В более широком аспекте реализация принципа гуманистической направленности воспитания способствует налаживанию контактов между людьми, сотрудничества, что способствует уменьшению анта­гонизмов в обществе и объединению ресурсов человечества в борь­бе за социальный прогресс.

Вопросы для самоконтроля

2. Благодаря чему человек является субъектом социализации?

3. Покажите, какие возрастные задачи стоят перед человеком в детстве, отрочестве, юности.

4. Какое внутреннее противоречие процесса социализации может превра­тить человека в жертву? Покажите это на примере одного из возрастных этапов.

5. Как человек может стать жертвой неблагоприятных условий социали­зации?

6. Почему принцип гуманистической направленности воспитания раскры­вается в этом разделе учебника?

Темы для углубленного изучения

1. Человек - творец своей жизни: возможности и границы.

2. Тема человека-жертвы в русской или зарубежной художественной лите­ратуре.

3. Человек в меняющемся мире.

Литература для самостоятельной работы

1. Кон И.С. В поисках себя. - М., 1984. -С. 158-177, 296-332.

2. Кон И.С. Ребенок и общество. - М., 1988. - С. 110-166.

3. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - М., 1997. - С. 28-35, 192-196.

4. Шибутани Т. Социальная психология. - М., 1969. - С. 384-492.

ГЛАВА IV. МЕГАФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ: КОСМОС, ПЛАНЕТА, МИР

Космос. Космос (или Вселенная) и проблема его влияния на жизнь лю­дей на планете Земля привлекали внимание уже мыслителей древ­ности. И хотя по сей день большая часть представителей естественных наук скептиче­ски относится к идее о зависимости человеческой жизни от кос­мических влияний, на протяжении истории постоянно возникали различные учения и теории, авторы и последователи которых усматривали в космосе источник мощного влияния на жизнь че­ловеческого общества и отдельного человека.



Так, в первой трети XX в. выдающиеся русские ученые психиатр В.М. Бехтерев, геофизик П.П. Лазарев, биофизик А.Л. Чижевский отмечали зависимость отношений в социальной среде от количест­ва притекающей к нам мировой энергии и предполагали, что «изу­чение явлений общественных в связи с явлениями геофизическими и космическими должно... дать возможность научного обоснования изучения законов человеческого общества» (Лазарев). А.Л. Чижев­ский выявил, что эпохи концентраций исторических событий (та­ких, как открытие Америки, революций в Англии, Франции и Рос­сии и др.) совпадают с эпохами максимумов солнцедеятельности. Столь же явную зависимость он обнаружил и в жизни выдающихся исторических деятелей.

Представляется вполне вероятным, что накопление новых зна­ний позволит содержательно охарактеризовать космос как мегафактор социализации. Возможно, что в отдаленной перспективе выявятся зависимости характера и жизненного пути человека от неких космических влияний, что может стать одной из естественных основ индивидуального подхода в воспитании человека.

Планета. Планета - понятие астрономическое, обозна­чающее небесное тело, по форме близкое к ша­ру, получающее свет и тепло от Солнца и обращающееся вокруг него по эллиптической орбите. На одной из крупных планет - Земле - в процессе исторического развития образовались различные формы социальной жизни населяющих ее людей.

Мир - понятие в данном случае социолого-политологическое, обо­значающее совокупное человеческое сообщество, существующее на нашей планете.

Планета и мир органично взаимосвязаны и взаимозависимы. Мир возник и развивался в природно-климатических условиях, отличающих планету Земля от других планет. В процессе своего развития мир оказывал влияние на состояние планеты. Это влия­ние стало наиболее очевидным вXX столетии, породив так назы­ваемые глобальные планетарно-мировые процессы и проблемы: экологические (загрязнение окружающей среды и др.), экономи­ческие (увеличение разрыва в уровне развития стран и конти­нентов), демографические (неконтролируемый рост населения в одних странах и уменьшение его численности в других), военно-политические (рост числа и опасности региональных конфлик­тов, распространение ядерного оружия, политическая нестабиль­ность).

Все эти и другие проблемы и процессы прямо и опосредованно влияют на социализацию подрастающих поколений.

Так, осознание человечеством в 50-е гг. XX в. как глобальной проблемы атомной угрозы жизни на Земле - пример прямого влияния глобальных проблем на социализацию. Это осознание сыграло большую роль в том, что значительная часть подростков и юношей в развитых странах стала ориентироваться не на жиз­ненные перспективы, а исключительно на сиюминутные потреб­ности, желания, стремления, на ценность жизни «здесь и теперь» (сама по себе такая ориентация естественна; беспокоить она должна в том случае, если становится единственной). Аналогич­ное влияние оказали и экологические проблемы на поколения 80-90-х гг.

Опосредствованное влияние глобальных процессов и про­блем на социализацию подрастающих поколений проявляется в различных аспектах. Хозяйственная деятельность, ведущая к загрязнению окружающей среды, отражается на условиях жизни (и, следовательно, социализации) всего населения земного шара (естественно, в одних его частях больше, в других - меньше). Глобальные экономические и политические процессы определя­ют условия жизни людей в той или иной стране, влияя на рас­пределение валового национального продукта той или иной страны между сферами обороны, производства, социальных инвестиций, потребления и накопления.

Развитие средств массовой коммуникации привело к тому, что планета и мир могут прямо влиять на процесс социализации, ибо СМК позволяют человеку «не сходя с места» видеть, как живут люди в любой точке земного шара. Тем самым «раздвинулись» границы действительности. Естественно, что следствием этого яви­лись изменения в восприятии жизни. Планы, мечты детей, подрост­ков, юношей в модернизированных обществах стали формировать­ся, ориентируясь не только на нормы, ценности, характерные для их непосредственного окружения, но и на те образцы, которые манят к себе, даже оставаясь недоступными.

Наличие и роль мегафакторов социализации необходимо иметь в виду и учитывать, определяя задачи, цели и содержание воспи­тания. Поэтому большое значение приобретает реализация прин­ципа природосообразности воспитания.

Фундаментальными положениями гуманистического мировоззрения являются следующие.

† Гуманизм – это мировоззрение, в центр которого поставлена идея человека как высшей ценности в ряду всех мыслимых духовных ценностей. Личность в гуманизме определяется как исходная реальность, абсолютная по отношению к себе и относительная (одна из многих) в ряду всех остальных. Не осознав и не оценив себя, человек не может познать и по достоинству оценить и все остальное.

† С точки зрения гуманизма, существует или должно существовать равноправие человека как материально-духовного существа по отношению к другому человеку, природе, обществу и всем иным, известным или еще не известным ему реальностям и существам. То есть он отрицает бытие чего-то высшего , чем человек, будь то принцип, социум или, скажем, Бог.

† В рамках гуманизма допускается возможность генезиса, эволюционного порождения, создания или творения личности, но отвергается редукция, т.е. сведение сущности человека к нечеловеческому и безличному: природе, обществу, потустороннему, небытию (ничто), неизвестности и т.д.

Сущность человека – это сущность, обретаемая, созидаемая и реализуемая им самим в себе и в мире, в котором он рождается, живет и действует .

Человек – это сотворение , существо, которое на завершающем этапе своего становления участвует в рождении себя как человека разумного, самосознающего, достойного и равноправного партнера общества и мира.

† Гуманизм, таким образом, – это выработанное человеком и идущее от человека к человеку светское, мирское, общегражданское мировоззрение, выражающее идею абсолютного достоинства личности, ее внешне относительные, но неуклонно прогрессирующие к абсолюту самостоятельность, самодостаточность и равноправие перед лицом общества и мира, известного и неизвестного в нем.

† Гуманизм – это современная форма реалистической психологии и жизнеориентации человека, которая включает в себя рациональность, критичность, скептицизм, эмпатию, стоицизм, терпимость, сдержанность, осмотрительность, оптимизм, жизнелюбие, свободу, мужество, надежду, фантазию и продуктивное воображение.



† Гуманизму присуща уверенность в неограниченных возможностях самосовершенствования человека, в неисчерпаемости его эмоциональных, познавательных, адаптивных, преобразовательных и творческих способностей.

† Гуманизм – это мировоззрение без границ, поскольку не отталкивает от себя никого, кто сам не считает себя его противником, предполагает открытость, динамизм и развитие, возможность радикального пересмотра своих положений перед лицом изменений и новых перспектив человека и мира.

† Гуманистическое мировоззрение включает в себя требование признавать наличие или возможность антигуманного в личности, не игнорировать, а стремиться максимальным образом ограничивать силу и сферу влияния темной стороны человеческой натуры.

Притом гуманизм полон убежденности в способности людей все более успешно и надежно обуздывать свои негативные качества в ходе самосовершенствования человека и поступательного развития мировой цивилизации.

† Гуманизм, как и всякое мировоззрение, рассматривается в качестве феномена, принципиально вторичного по отношению к человеку и людям, в том числе и гуманистам – группам или социальным слоям населения, фактически существующим в любом обществе. Гуманизм неотделим от самосознания реальных людей, отдающих себе отчет в возможности недобросовестного использования идей гуманизма во вред человеку и потому критичных, стремящихся взять под контроль естественно присущую любой – идее тенденцию к господству над живой личностью, подчинению ее своей власти.

† Как социальное явление гуманизм – это стремление объединенных гуманистическим мировоззрением людей практиковать его принципы во благо всех и каждого, продвигаться к максимально возможной гуманизации отношений между человеком и человеком, человеком и обществом, человеком и государством, обществом и государством.

† Гуманизм – это больше, чем только этическая доктрина, поскольку в нем ставится задача собрать воедино и систематизировать все области и формы проявления человечности человека. Это значит, что в рамках гуманистического проекта интегрируются и культивируются на уровне мировоззрения и образа жизни нравственные, гражданско-правовые, политические, социальные, национальные и глобальные, философские, эстетические, научные, жизнесмысловые, экологические и все иные человеческие ценности.

†Гуманизм не является и не должен являться идеологией или какой-либо партийно-политической программой , т.е. общественным идейным течением, организующей, мобилизующей и направляющей людей к достижению определенных политических или иных целей, связанных с господством и властью части людей над остальными членами национального или мирового сообщества.

Вместе с тем, гуманизм помогает прояснить диапазон и утвердить законное многообразие, плюрализм политических ценностей, от которых требует лишь признать общечеловеческие ценности в качестве своей общей основы . В диалоге, конкуренции и обмене политическими идеями в обществе гуманизм способен, готов выполнять и выполняет такие функции, как коммуникативная (функция сообщения или трансляции), интегративная (функция объединения), координирующая (функция согласования и организации) и согласительная (функция примирения, поиска компромисса и согласия).

Он предлагает всем легальным, не диктаторским и не экстремистским политическим партиям и движениям целостную, открытую и динамичную систему общеполитических и социальных ценностей, способных гуманизировать политические течения, институты и отношения.

† Не являясь идеологией, гуманизм не является и не должен являться официальной государственной доктриной (если не считать такой «доктриной» права человека и гражданина), также как и какой-либо формой религии.

Гуманистическому мировоззрению чуждо признание реальности сверхъестественного и трансцендентного (потустороннего), поклонение и подчинение им как сверхчеловеческим приоритетам. Человек гуманистического мировоззрения отвергает дух мистицизма и антирационализма, который, как показывает практика, непременно притязает на власть в государстве и ведет к казенщине, бюрократизму, догматизму и фанатизму, и их крайней форме – тоталитаризму

† Гуманизм – это современный научно ориентированный скептицизм, который рекомендует трезво и критически относиться к так называемым паранормальным, экстрасенсорным, оккультным, магическим, спиритическим, ясновидческим, астрологическим, телекинетическим и т.п. явлениям. Правило гуманизма – необходимо независимое и объективное научное исследование заявлений о такого рода феноменах.

Следует делать различие между аномальными или неизвестными явлениями природы и неизученными резервными возможностями человека, с одной стороны, и заявлениями о подобных явлениях и возможностях как якобы выходящих за пределы естественного – с другой.

† Идеи гуманизма не могут быть использованы для достижения противоположных ему целей. Его принципы в целом согласуются с положениями Всеобщей декларации прав человека, международных пактов об экономических, социальных, гражданских, политических и культурных правах, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и другими документами универсального и регионального характера.

Итак, в гуманизме заложено требование рассматривать само это мировоззрение как вторичное по отношению к человеку. Именно человек, естественно присущая ему человечность составляет высшую ценность и именно он дороже любого мировоззрения, в том числе и гуманистического. Он, его практический образ жизни первостепенны по отношению к любой, пусть даже и блестяще сформулированной, гуманистической доктрине или программе. (Вот то, что не дает гуманизму застыть ни на каких принципах или достижениях, вечно движет его вперед.)

Организационный и социальный смысл этого положения состоит в культивировании максимально возможной открытости и демократизма гуманистических движений, обществ и институтов. Для практики гуманистического просвещения это означает обязательное следование цивилизованным и взвешенным формам обсуждения и оценки оппозиционных или противоположных гуманизму точек зрения, что совсем не исключает определенности, последовательности, решительности и смелости в воплощении и защите гуманистических ценностей.

Особенно корректной должна быть работа по вовлечению граждан в процесс гуманизации человеческих отношений, по формированию гуманистических общественных институтов и движений светского, общегражданского гуманизма. Главное здесь – консолидация людей, ужесчитающих себя гуманистами или готовых осознать себя в качестве таковых. Это перспективно, поскольку их действительно много даже в стране с такой сложной исторической судьбой, как Россия.

Первостепенное значение для развития социального гуманизма имеют горизонтальные , т.е. негосударственные, не партийно-политические и не идеологические отношения между людьми и общественными организациями. Это предполагает формирование и укрепление гражданского общества.

Когда мы говорим об организованном гуманизме, его психологии, методах работы и распространении его идей, то речь, в частности, идет о запрещении использовать приемы персонального или корпоративного внушения, управления и манипуляции людьми. Психологически и педагогически гуманизм есть совет человеку разобраться в своем внутреннем мире, предложение навести в нем порядок. Гуманистический призыв – это, в конечном счете, призыв к человеку не принимать что-то извне некритически безразлично, а прежде обрести себя с помощью собственного разума и наличных объективных возможностей, это призыв дойти до себя, раскрыть в самом себе позитивные основы своей ценности, свободы, достоинства, самоуважения, самоутверждения, творчества, общения и равноправного сотрудничества с себе подобными и со всеми иными – социальными и природными – не менее достойными и удивительными реальностями.

Самокритичность гуманистического мировоззрения не является чисто теоретическим требованием. Важнее для него практическое умение не быть врагом самому себе и другим. Да, как бы неожиданно это ни звучало, но гуманизм должен озаботиться своим здоровьем. И хотя оно не может быть абсолютным, к такому состоянию нужно стремиться. Каковы самые опасные и наиболее вероятные болезни гуманизма, его внутренние враги?

Во-первых, это широко распространенный вирус догматизма и связанный с ним фанатизм , которые одинаково опасны как для маргинальных и сектантских, так и для популярных и массовидных идей, мировоззрений и идеологий. (По иронии исторической судьбы марксизм-ленинизм, который объявлял себя самой гибкой, самокритичной, научной, диалектичной, корректируемой практикой теорией, оказался в итоге самой масштабной догматичной и тоталитарной идеологической конструкцией ХХ века.)

Во-вторых, – это опасность превращения гуманистического мировоззрения в политическую идеологию или квазирелигию , что принципиально извратит его дух и суть.

В-третьих, – это опасность перфекционизма , т.е. навязчивого стремления к такой «чистоте» и совершенству теории, которое приведет гуманизм как систему идей к утере здравого смысла и реализма, закроет для нее опыт, новизну, возможность изменения и превратит это мировоззрение в своего рада элитарную интеллектуальную забаву, а то и в маниакальную болезнь.

Таковы общие положения гуманизма. Некоторые из них следует обсудить подробнее.

Loading...Loading...