Известные педагоги. Краткие биографии великих педагогов Еще известный педагог в а

Мария Монтессори - педагог, врач, ученый, психолог и философ. По решению ЮНЕСКО (1988 год), признана одним из четырех великих педагогов ХХ века, определивших способ педагогического мышления современности (кроме нее, были названы американец Джон Дьюи, немец Георг Кершенштейнер и русский педагог Антон Макаренко).

Биография Марии Монтессори

Мария Монтессори родилась в 1870 году в небольшом итальянском городке Кьяровалле. Отец Марии был крупным чиновником, мать, которая и занималась образованием дочери, принадлежала к семье священников и ученых.

Мария училась с легкостью, особенно девочку увлекали точные дисциплины. Даже в театр Мария брала с собой учебник математики и решала задачки, радуясь очередному красивому и неординарному решению.

Мария очень хотела поступить в техническую школу, но ее можно было посещать только лицам мужского пола. В 12 лет Мария Монтессори одержала первую серьезную победу над системой образования: она преодолела (правда, не без поддержки родителей) все преграды, поступила в техническую школу для юношей и с успехом ее закончила. Уже тогда девушка решила, что сделает все от нее зависящее, чтобы искоренить подавление личности учащегося.

В 1890 году Мария, увлекшись естествознанием, приняла решение стать детским врачом. Для Италии XIX века это было неслыханно! Обучение в университете, занятия медициной – этим правом обладали только мужчины. Даже отец перестал поддерживать дочь, зашедшую, по его мнению, слишком далеко. Но Мария и на этот раз добилась успеха: поступила в университет сначала вольным слушателем, затем, показав неординарный ум и добившись особых успехов в обучении, была переведена в число студентов.

Учебы вовсе не была для Марии Монтессори легким и приятным занятием. Заниматься в морге ей приходилось по ночам, чтобы избежать насмешек своих сокурсников. Кроме того, ей пришлось устроиться на работу, чтобы оплачивать свое образование. Девушка работала в клинике университета, где впервые и увидела детей с различными отклонениями в развитии. Ими никто специально не занимался, и, глядя на них, Мария пришла к мысли о необходимости разработки специальной развивающей среды для обучения детей.

Мария Монтессори с блеском защитила диплом, став первой в Италии женщиной-врачом. Увидев успехи дочери и признание преподавателей, отец простил дочь, и они помирились.

Мария получила разрешение на занятия частной врачебной практикой, также она писала медицинские статьи, которые печатались в популярных европейских журналах.

В 1898 году у Марии и ее спутника жизни, доктора Джузеппе Монтессано, родился сын Марио. Так как мать Джузеппе не дала разрешения на брак, ребенок родился незаконнорожденным. В католической Италии конца XIX века это могло стать катастрофой и для Марии, и для ее карьеры, и для самого Марио, поэтому до 10 лет ребенок воспитывался в деревне. В возрасте 10 лет Мария смогла забрать сына к себе, и с этого времени он был рядом с матерью, впоследствии сыграв значительную роль в распространении работ и идей Марии Монтессори .

В год рождения сына в жизни Марии случилось еще одно важное событие: она возглавила Ортофренический институт по подготовке учителей для умственно-отсталых детей. Этот институт был учрежден правительством после того, как воспитанники Марии Монтессори – детки с нарушениями в развитии – были представлены к экзаменам Муниципального совета в Риме и справились с заданиями лучше «нормальных» детей.

В 1901 г. Мария Монтессори поступает на философский факультет Римского университета. Она также занимается психологией и антропологией, читает лекции на тему: «Истинное обучение – помочь, а не осуждать. Истинное обучение дает ребенку энергию, а не обесточивает его».

В 1907 году, при поддержке итальянского миллионера Эдуардо Таламо, Мария Монтессори открывает первый «Дом ребенка» - школу для нормальных, хотя и запущенных детей. С этого момента и до конца жизни, в течение 45 лет, Мария занималась проблемами воспитания и образования здоровых детей.

Мария Монтессори разработала специальную развивающую среду в «Доме ребенка». В нем было уютно и удобно детям разных возрастов. Именно там был создан первый комплект сенсорного, математического и языкового материала.

Идеи Марии Монтессори распространяются по всему миру, получая широкую поддержку ученых, общественных и политических деятелей. В 1910 году вышла книга «Метод Монтессори», которая сразу же была переведена на 20 языков.

В 1922 году Мария Монтессори была назначена государственным инспектором школ Италии. В 1929 году вместе со своим сыном Монтессори организует Международную Монтессори Ассоциацию (AMI), которая действует и сейчас.

К сожалению, дальнейшие события мировой истории приостановили развитие «метода Монтессори». Школы Монтессори были запрещены в фашистской Германии, Испании и самой Италии. Спасаясь от преследований, Мария уезжает в Испанию, затем – в Голландию, далее – в Индию. Там, в Мадрасе, Мария Монтессори провела 7 лет, обучив за это время тысячи учителей своей . Сейчас в Индии находится самая большая Монтессори-школа – в ней обучаются около 22 000 детей.

После войны Мария вместе с сыном вернулась в Европу. Несмотря на то, что она была уже немолода (в то время ей уже исполнилось 76 лет), Мария продолжала активно выступать с лекциями, разрабатывать и публиковать новые научные работы по антропологии, психологии и педагогике.

Последние годы жизни Мария провела вместе с сыном в Голландии. В 1950 году Марии Монтессори была присвоена почетная степень доктора, профессора Амстердамского университета. Там же, в Голландии, Мария скончалась в 1952 году.

Ее труды до сих пор остаются актуальными – они успешно применяются в образовании и развитии детей, они развиваются благодаря многочисленным последователям Марии Монтессори.

19 заповедей для родителей от Марии Монтессори

Мария Монтессори сформулировала 19 коротких заповедей-напоминаний для родителей. Они просты, но именно о таких простых вещах мы часто забываем, воспитывая детей.

1. Де­тей учит то, что их окру­жа­ет.

2. Если ре­бен­ка час­то кри­ти­ку­ют - он учит­ся осуж­дать.

3. Если ре­бен­ка час­то хва­лят - он учит­ся оце­ни­вать.

4. Если ре­бен­ку де­мон­ст­ри­ру­ют враж­деб­ность - он учит­ся драть­ся.

5. Если с ре­бен­ком чест­ны - он учит­ся спра­вед­ли­вос­ти.

6. Если ре­бен­ка час­то вы­сме­и­ва­ют - он учит­ся быть роб­ким.

7. Если ре­бе­нок жи­вет с чувст­вом без­опас­нос­ти - он учит­ся ве­рить.

8. Если ре­бен­ка час­то по­зо­рят - он учит­ся чувст­во­вать се­бя ви­но­ва­тым.

9. Если ре­бен­ка час­то одоб­ря­ют - он учит­ся хо­ро­шо к се­бе от­но­сить­ся.

10. Если к ре­бен­ку час­то бы­ва­ют сни­схо­ди­тель­ны - он учит­ся быть тер­пе­ли­вым.

11. Если ре­бен­ка час­то под­бад­ри­ва­ют - он при­о­бре­та­ет уве­рен­ность в се­бе.

12. Если ре­бе­нок жи­вет в ат­мо­сфе­ре друж­бы и чувст­ву­ет се­бя не­об­хо­ди­мым - он учит­ся на­хо­дить в этом ми­ре любовь.

13. Не го­во­ри­те пло­хо о ре­бен­ке - ни при нем, ни без не­го.

14. Кон­цент­ри­руй­тесь на раз­ви­тии хо­ро­ше­го в ре­бен­ке, так что в ито­ге пло­хо­му не бу­дет оста­вать­ся ме­с­та.

15. Всег­да при­слу­ши­вай­тесь и отве­чай­те ре­бен­ку, ко­то­рый об­ра­ща­ет­ся к вам.

16. Ува­жай­те ре­бен­ка, ко­то­рый сде­лал ошиб­ку и смо­жет сей­час или чуть поз­же ис­пра­вить ее.

17. Будь­те го­то­вы по­мочь ре­бен­ку, ко­то­рый на­хо­дит­ся в по­ис­ке, и быть не­за­мет­ным для то­го ре­бен­ка, ко­то­рый уже все нашел.

18. По­мо­гай­те ре­бен­ку осва­ивать неосвоенное ра­нее. Де­лай­те это, на­пол­няя окру­жа­ю­щий мир за­бо­той, сдер­жан­ностью, ти­ши­ной и лю­бовью.

19. В об­ра­ще­нии с ре­бен­ком всег­да при­дер­жи­вай­тесь луч­ших ма­нер - пред­ла­гай­те ему луч­шее, что есть в вас самих.

Мария Монтессори создала систему образования, основанную на уважении к ребенку, на признании ценности его личности. Мария была уверена: обучение детей должно проходить свободно, без принуждения, только тогда будут достигнуты самые высокие результаты. Метод Монтессори с успехом используется и в наши дни для развития и обучения детей, начиная с самого раннего возраста.

На просторах Интернета с легкостью можно отыскать большой выбор статей с заголовками вроде “Учителя, совершившие революцию в педагогике”, или, к примеру, даже “Педагоги, вошедшие в историю”. Удивительно, но во всех этих списках либо вовсе нет женских имён, либо упоминается одно-два имени. Думается, что на самом деле таких имен значительно больше.

Очень хочется исправить это досадное недоразумение и представить вашему вниманию истории пяти женщин, которые приобрели мировую известность как педагоги. Многие из них явились новаторами в своих специальностях, и абсолютно каждая из них вошла в историю. Подвиги, сила духа и самоотверженность этих женщин не могут и не должны быть забыты.

Каждая из этих пяти историй вдохновляет, поражает и восхищает.

1. Энн Салливан/ Anne Sullivan (1866-1936)

“Неустанно начинайте все с самого начала и не бойтесь неудач. Каждый раз, когда Вас постигает неудача, начинайте все заново и тем самым укрепляйтесь до тех пор, пока не достигните цели – возможно, не той, что Вы поставили себе в самом начале, но той, которую вы будете вспоминать с радостью”.

Э. Салливан

Достижение: осуществила прорыв в специальной педагогике.

Ее история. американский педагог, область специальной педагогики. Во всем мире известна как учительница знаменитой Хелен Келлер. История Энн Салливан впечатляет и восхищает. Она родилась в Америке, в семье ирландских эмигрантов. Выросла Энн в нищите, часто терпела обиды от сильно пьющего отца, лишилась матери в возрасте 8 лет.

Череду испытаний, выпавших на долю девочки, дополнила тяжелая болезнь, практически лишившая ее зрения. Через год после смерти матери отец отказался от Энн и Ее брата и определил их в приют. По воспоминаниям педагогов, Энн трогательно заботилась о младшем брате, так как тот имел слабое здоровье. Однако это не спасло Джимми от неминуемой гибели (мальчик, как и его мать, страдал от туберкулеза).

К десяти годам девочка пережила смерть брата, матери, была оставлена родным отцом и практически ничего не видела из-за перенесённой ранее трахомы. В этот тяжелейший период в ее жизни наконец происходит положительный перелом, меняющий всю ее дальнейшую судьбу. В 1880 году, когда Энн поступает в школу Перкинса для слепых. Там она перенесет операцию, которая позволит частично восстановить зрение и получит образование. Хотя поступление в школу явилось ярким и во многом определяющим событием в жизни Энн Салливан, оно принесло с собой и новые испытания. Из-за неразвитых социальных навыков, отсутствия опыта пребывания в каком-либо учебном заведении, Энн тяжело встраивается в школьную жизнь. Ей трудно адаптироваться и найти друзей. Однако благодаря природному интеллекту, остроте ума и сильной воле, Энн удаётся преуспеть академически и построить близкие и доверительные отношения со своими учителями и, в особенности, с директором школы Майклом Онаньес.

Именно Майкл предложил Энн по окончании ее курса обучения в 1886 году стать педагогом для слепой и глухой девочки по имени Хелен Келлер. К моменту встречи с двадцатилетней Энн, Хелен уже испытывала серьезные трудности в общении со внешним миром, страдала от нестабильного эмоционального состояния. Ее семья, исчерпав все возможные в то время ресурсы, в серьез рассматривала возможность помещения Хелен в специализированное учреждение.

Встреча оказалась судьбоносной для двух женщин. Обе они войдут в историю. Хелен Келлер – как отважная и волевая женщина, писательница и лектор, много путешествовавшая в и боровшаяся за права и возможности слепых и слабо видящих во всем мире. Энн Салливан – как талантливый педагог, сумевшая научить слепую и глухую девочку читать и общаться с миром. Энн Салливан посвятила Хелен всю свою жизнь. Используя личный опыт и природный педагогический талант она сумела добиться высоких результатов в обучении Хелен Келлер, чем бесспорно осуществила настоящий прорыв в специальной педагогике.

2. Эллен Кей / Ellen Karolina Sofia Key (1849-1926)

“Взрослый человек сошел бы с ума, если бы какой-нибудь шутник-титан вздумал в течение одного только дня так общаться с ним, как он целые годы обращался со своим ребенком”.

Достижение: сформулировала принципы концепции свободной педагогики.

Ее история: шведская писательница, педагог. Эллен Кей одной из первых сформулировала основные принципы концепции свободной педагогики.

Родилась Элллен в семье основателя Шведской Аграрной Партии, Эмиля Кей. Ее мать была аристократкой и дала девочке прекрасное домашнее образование. Элен росла в очень либеральной атмосфере, что в значительной мере повлияло на ее педагогические взгляды. На протяжении практически всей своей жизни Эллен преподавала в народных института для малообеспеченных сельских жителей. Кроме преподавания Элен вела активную социальную деятельность и писала статьи и книги на острые в то время социальные темы.

Среди ее педагогических работ наибольшую известность получила книга ” Век ребёнка” (1905 год – первое издание на русском языке). Эта книга впервые переносит личность ребёнка в самый центр педагогического процесса, закладывает основы нового отношения школы и педагога к ребёнку. Школа, по мнению Эллен, может лишь предлагать себя в качестве воспитателя, но ни в коей мере не должна навязывать себя. Основным же источником воспитания Кей предлагала считать домашнее, материнское воспитание. Эта идея настолько сильно захватывала ее, что она открыто признавалась, что хотела бы видеть детские сады и вообще все дошкольные детские учреждения совершенно упразднёнными.

В “Веке ребёнка” Эллен впервые говорит о необходимости создания благоприятной среды для самостоятельного развития ребенка. Ей принадлежит лозунг “Дайте жить детям” , который Эллен предложила использовать вместо распространённого в то время “Жить ради детей”.

Мысли и работы Эллен Кей предвосхитили и вдохновили появление таких широко известных во всем мире систем преподавания как система Марии Монтессори, педагогика Reggio Emilia.

Любопытно, что педагогические взгляды Эллен Кей формировались под сильным влиянием на неё работ Льва Толстого. Известно, что она внимательно изучала педагогическое наследие Льва Николаевича и была солидарна с ним в вопросах критики устаревшей системы школьного образования и необходимости индивидуального подхода к каждому ученику.

3. Мария Монтессори/ Maria Montessori (1870-1952)

“Чтобы воспитывать ребенка, – надо его знать, чтобы его знать, – надо за ним наблюдать, а чтобы за ним наблюдать, – надо дать ему свободу”.

М. Монтессори

Достижение: была первой, кто решился обучать умственно отсталых детей. создание Ортофренического института.

Ее история: Итальянский педагог, а кроме того ещё и врач, философ и учёный. Собственно именно она прекрасно реализовала на практике философско-педагогические идеи и размышления Эллен Кей, открыв целый ряд учебных заведений, популярных и в наши дни.

История Марии Монтессори, разумеется, широко известна даже многим далеким от педагогики людям. Кратко пробежимся по самым интересным ее вехам.

Итак, удивительно, но педагога Марии Монтессори могло бы и не состояться, так как карьера этой талантливой женщины начиналась совершенно в другой области – Мария вошла в историю Италии как первая женщина в этой стране, окончившая курс медицины, и одна из первых женщин, получивших ученую степень доктора наук. Через врачебную практику и работу с детьми, страдающими нервными болезнями и умственной отсталостью Мария пришла к педагогике.

Огромной заслугой Монтессори является создание Ортофренического института в Риме .

Своим докладом 1889 года на конференции в Турине Монтессори доказала, что проблемы детей с нейропсихологической патологией лежат ни столько в области медицины, сколько в области педагогики. Результатом этого доклада стал организованный в Риме Ортофренический институт, который возглавила Монтессори. Разработанные ею и реализованные в стенах института методики обучения дали неожиданные результаты. Независимая комиссия в результате проверки установила, что умственно отсталые дети, которых обучала Монтессори, превосходили нормально развивающихся детей в навыках письма, чтения и счета. Монтессори была первой, кто решился обучать умственно отсталых детей. До создания Римского Ортофренического института никто и не помышлял о необходимости занятий с такими детьми. Они содержались в специализированных приютах, где не получали никакого педагогического внимания. Зачастую у таких детей не было даже игрушек.

4. Миртилла Майнер/ Myrtilla Miner (1815-1864)

” Я всегда прохожу мимо школы Майнер для цветных девушек с чувством вины, поскольку то, что я говорил, могло охладить пыл, поколебать веру, подавить мужество благородной женщины, которая основала эту школу, носящую ее имя”.

Ф. Дуглас о М. Майнер

Достижение: основала школу для девочек – афро-американок.

Ее история: американская учительница, основавшая школу для девочек – американок африканского происхождения, официально находившихся в то время в рабстве. Женщина удивительной отваги, благородства и воли. Имея от природы слабое здоровье, противостоя целому обществу, почти всю свою жизнь положила на создание и развитие школы для детей африканских семей, находившихся в рабстве.

История Майнер начиналась вполне традиционно. Происходя из небогатой семьи, Миртилла рано начала искать возможности заработка. Имея склонности к обучению и большую любовь к книгам, девушка выбрала путь педагога и в 1844 году успешно завершила обучение. По окончании курса Миртилла Майнер была определена на преподавание в школу в Миссисипи, где должна была обучать дочерей плантаторов.

Прибыв туда, Майнер воочию столкнулась с ужасами рабства. Это был поворотный момент в ее жизни, который определил дальнейшие цели и смысл ее существования. Миртилла пыталась официально получить разрешение обучать афро-американок в том же учебном заведении, что и детей плантаторов. Разумеется, это вызвало крайне негативную реакцию в то время. Миртилла поняла, что должна будет открывать такую школу сама. Причём главной задачей для себя она видела обучение афро-американских детей преподаванию, чтобы ее выпускники могли затем сами обучать своих родных и друзей. В то время решиться на такой шаг означало, в прямом смысле, подвергнуть свою жизнь опасности. Собирая средства и ища поддержки для открытия собственного учебного заведения, Миртилла продолжала какое-то время неофициально обучать детей рабов в округе Колумбия, где подобные действия расценивались как уголовно наказуемое преступление.

Наконец, при финансовой поддержке писательницы Гарриет Битчер Стоу, которая пожертвовала на открытие и развитие школы значительную часть своего гонорара за книгу “Хижина дяди Тома”, и ее брата Генри Уорд Бичер, Майнер наконец смогла открыть свою школу. По некоторым свидетельствам современников, уровень подготовки в школе Миртиллы Майнер был значительно выше, чем в подобных заведениях для белых девочек в то время.

Миртилле Майнер пришлось пройти через унижения, угрозы, физическое насилие и пожар. Однако Миртилла не отступила. В этой борьбе она подорвала и без того слабое здоровье и всего лишь в возрасте 49 лет ушла из жизни. Ее школа была закрыта во время Отечественной Войны, затем вновь возобновила свою деятельность и в последующие годы становилась частью нескольких учебных заведений.

Начальная школа Майнер в Вашингтоне была названа в честь Миртиллы Майнер.

5. Адель Маркус/ Adele Marcus (1906-1995)

” Одно дело – спустить корабль на воду. И совершенно другое – заставить его плыть”.

А. Маркус

Достижение: известный педагог музыкального искусства.

Ее история: Американская пианистка, педагог. Тринадцатый ребёнок в семье раввина – выходца из России. Когда Адель родилась, никто и представить не мог, что эта девочка станет одним из известнейших педагогов и воспитает два поколения замечательных пианистов, известных во всем мире.

Адель училась в знаменитой Джульярдской школе, выиграла Наумбурговский конкурс молодых исполнителей, активно концертировала, выступала в самых престижных залах США и при такой успешной исполнительской карьере сознательно отдала предпочтение преподаванию.

Вернувшись в стены Джульярдской школы уже в качестве преподавателя, Адель Маркус взрастила таких выдающихся пианистов как Энрике Батис, Сай Коулмэн, Орасио Гутьеррес, Паскаль Немировски и многих других.

Благодаря своим выдающимся ученикам, Адель приобрела мировую известность. Она проводила сотни мастер-классов по всему миру, регулярно участвовала в жюри престижных международных конкурсов.

Ян Амос Коменский (1592-1670) родился в семье члена протестантской общины «Чешские братья ». Первоначальное образование получил в братской школе, в 1608-1610 гг. учился в латинской школе, затем в Херборнской академии и Гейдельбергском университете. По окончании учебы Коменский возвратился на родину, где стал выборным священником общины и возглавил братскую школу.

Педагогическая и проповедническая деятельность Коменского была прервана Тридцатилетней войной (1618-1648) . Как один из руководителей чешской реформаторской церкви он вынужден был скрываться. Во время скитаний погибли его жена и дети, в Праге сожгли принадлежащие ему рукописи. В конечном итоге Коменский вынужден был навсегда покинуть Чехию. В польском городе Лешно, где обосновалась часть общины, Коменский руководил братской школой, работал над «Великой дидактикой», но в ходе польско-шведской войны этот город был разрушен. Во второй раз погибли все его рукописи и библиотека. С 1656 г. и до конца жизни Коменский жил в Амстердаме, где по решению сената издавалось собрание его трудов о воспитании и образовании.

Коменский велик прежде всего тем, что создал педагогику как науку. Для потомков учитель Коменский оставил классно-урочную систему, которая используется до настоящего времени: начало учебного года, классы, экзамены, перемены. Он пытался осуществить всеобщее обучение детей обоего пола, написал учебники, которыми в Европе пользовались полтора века.

Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) родился в Швейцарии в семье врача. Его отец умер, мальчик воспитывался матерью, учился в коллегиуме (высшее учебное заведение) на филологическом и философском отделениях. В 19 лет прочел работы Руссо , которые оказали на него огромное влияние. Он решает посвятить себя служению народу.

На небольшое наследство и приданое жены он покупает имение «Нейгоф» и открывает там «Учреждение для бедных», собрав около 50 детей. Он пытается соединить производительный труд детей с их обучением и воспитанием. Дети должны готовиться к будущей трудовой жизни, зарабатывать на свое содержание. Отношения между воспитателем и детьми строились по типу семейных, на началах искренней любви к детям. Песталоцци делился с детьми последним куском хлеба: «Сам жил, как нищий, чтобы научиться, как можно заставить нищих стать людьми». Однако вскоре он запутался в долгах, приют пришлось закрыть.

Восемнадцать лет Песталоцци занимался литературной деятельностью и стал известен в Европе. В 1798 г. правительство Швейцарии поручает ему создать приют для беспризорных детей в городе Станце. Главной целью, которую ставил перед собой Песталоцци, было развитие в детях истинной человечности, их нравственное самосовершенствование. Для осуществления этой цели он видел только одно средство: самоотверженную любовь. С утра до вечера он был среди детей. «Моя рука лежала в их руке, и мои глаза смотрели в их глаза. Мои слезы текли с их слезами... Их пища была моей пищей. У меня ничего не было: ни дома, ни друзей, ни прислуги; были только они...» Но приют продержался всего полгода. Здание было занято французским лазаретом, а Песталоцци с детьми просто выгнали в чистое поле. Однако этот эксперимент не прошел бесследно. Один из биографов Песталоцци писал: «.. .из безумия в Станце вышла начальная школа XIX в.».


В 1800 г. Песталоцци создал институт (школа, интернат, отделение для подготовки учителей) в Бургдорфе, а затем перевел его в Ивердон. Это учебное заведение получило мировую известность.

Свой богатейший опыт воспитания и обучения детей Песталоцци обобщил в таких произведениях, как «Лингард и Гертруда», «Письмо к другу о пребывании в Станце», «Как Гертруда учит своих детей», «Лебединая песня» и др.

Песталоцци велик прежде всего как личность: он - «вечный пример», он — подвижник, отдавший все детям. Не случайно на памятнике Песталоцци начертано: «...Человек, христианин, гражданин. Все для других, ничего для себя ».

Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) - сын небогатого дворянина. Детство прошло под влиянием матери в Новгороде-Северском (Черниговская губерния). В 12 лет он осиротел, умерла мать.

Среднее образование получил в новгород-северской гимназии, об учителях которой у Ушинского остались самые добрые воспоминания. Учился в Московском университете (1840-1844), с блеском окончив юридический факультет. В 1846 г. двадцатидвухлетний Ушинский назначен исполняющим обязанности профессора Ярославского Демидовского лицея — одного из старейших учебных заведений. Ему было поручено чтение курсов по государственному праву, энциклопедии законоведения и финансам. Лекции Ушинского отличались глубиной, научностью, эмоциональностью. «Увлечение Ушинского передается слушателям, и они не слышат звонка, не замечают, что уже настал конец лекции...», - вспоминал один из его учеников. В местной газете статьей «Волга» начинается публицистическая деятельность Ушинского. Однако в 1849 г. молодой профессор, любимец студентов, был негласно уволен за свои убеждения.

В 1854 г. Ушинскому удалось получить назначение учителем, а затем инспектором Гатчинского сиротского института, где он значительно улучшил постановку обучения и воспитания.

В 1859 г. Ушинский назначается инспектором классов в Смольный институт благородных девиц. Он произвел существенные преобразования в этом полумонастырском учебном заведении. Был введен новый учебный план, согласно которому большое место отводилось изучению русского языка, литературы. В обучении широко использовались наглядность, методы преподавания, развивающие познавательную активность девочек. Большое место отводилось самостоятельной работе. Был введен двухлетний педагогический класс (после окончания семи общеобразовательных). Сам Ушинский преподавал в старших классах педагогику.

В 1860-1861 гг. он редактировал «Журнал Министерства народного просвещения», где поместил ряд своих программных статей: «Труд в его психическом воспитательном значении», «Родное слово», «Проект учительской семинарии».

На основании доносов, обвинявших инспектора в безбожии, свободомыслии и политической неблагонадежности, его уволили из Смольного института летом 1862 г. Для того чтобы как-то замаскировать отставку выдающегося педагога, правительство командирует его за границу для изучения постановки женского образования. За 5 лет, проведенных в европейских странах, Ушинский не только изучил состояние женского образования, но и написал главный труд своей жизни - «Человек как предмет воспитания», а также книгу для чтения «Родное слово» и методическое руководство к ней.

По возвращении в Россию он прожил всего 3 года. В 1870 г. на 47-м году жизни Ушинского не стало. Его личность, статьи, книги оказали огромное влияние на современников, они актуальны и сегодня.

Януш Корчак (Генрих Гольдшмит) (1878-1942) родился в Варшаве в семье известного адвоката, рано лишился отца и, будучи гимназистом, вынужден был подрабатывать репетиторством. У него рано пробуждается интерес к детям. В студенческие годы он занимался литературной деятельностью, основная тема которой - дети. Генрих подписывает свои произведения псевдонимом «Януш Корчак», который остался за ним навсегда. В 1904 г. Корчак становится детским врачом, популярность которого растет с каждым годом, он слывет «доктором бедняков»: не только лечит неимущих, но и помогает им.

В 1912 г. Корчак решает переменить профессию, он становится директором Дома сирот в Варшаве и остается им до конца своей жизни.

В годы Первой мировой войны его призвали на фронт в качестве дивизионного врача. Здесь в часы затишья он пишет свою замечательную книгу - «Как любить ребенка», а вернувшись с фронта, целиком посвящает себя детям. Буквально за несколько лет Дом сирот становится образцовым учреждением, в котором все подчинено заботе о детях. В 30-е годы Корчак выступает по радио с беседами для детей и о детях под псевдонимом «Старый доктор». Ему принадлежат более 20 книг о воспитании («Право ребенка на уважение», «Правило жизни», «Шуточная педагогика» и др.), а также множество статей, опубликованных в педагогических журналах. Старый доктор сочинял пьесы и сказки для детей.

В одной из последних статей Корчак пишет, что каждый, подводя итог своей жизни, должен спросить себя: «Какой след ты оставляешь на земле? Сколько деревьев посадил? Сколько кирпичей уложил на стройке? Кому и сколько отдал тепла? » На все эти вопросы Корчак всей своей жизнью и даже смертью дал исчерпывающий ответ. В годы фашистской оккупации Варшавы в Доме сирот стараниями Корчака как бы продолжалась прежняя жизнь: дети учились, трудились, устраивались веселые вечера. Но вот в 1942 г. Корчак получил предписание явиться с детьми на вокзал. Друзья предлагали спастись Старому доктору, для него добыли соответствующие документы, но он ответил: «Не оставишь своего ребенка в болезни, несчастье, в опасности. А здесь двести детей. Как можно оставить их одних в запломбированном вагоне, в газовой камере?» В лагере смерти Треблинке есть скромная плита, на которой начертано: «Януш Корчак и дети».

Антон Семенович Макаренко (1888-1939) родился в г. Белополье на Украине в семье рабочего. После окончания Кременчугского городского училища и педагогических курсов при нем учительствовал в поселке Крюков и на станции Долинская с 1905 по 1914 г. Преподавал русский язык, черчение и рисование, после уроков увлекал детей играми, походами, устройством костюмированных вечеров, спектаклей, создал духовой оркестр, организовал бытовой и сельскохозяйственный труд учащихся по бригадам.

Окончив Полтавский учительский институт в 1917 г. с золотой медалью, заведовал железнодорожным училищем в Крюкове и городским училищем в Полтаве. С 1920 по 1928 г. руководил трудовой колонией для несовершеннолетних правонарушителей близ Полтавы, переведенной в 1926 г. в Куряж под Харьков. Макаренко отразил ее деятельность в «Педагогической поэме». В повестях «Флаги на башнях» и «Март 30 года» изложен опыт работы трудовой коммуны им. Ф.Э. Дзержинского, где Антон Семенович работал с 1927 по 1935 г. В 1937 г. переехал в Москву и посвятил себя литературной и общественно-педагогической деятельности. Он скоропостижно скончался 1 апреля 1939 г. от паралича сердца. Сгорел «в огне действенной любви к детям» - писал о нем Горький. Похоронен А.С. Макаренко в Москве на Новодевичьем кладбище. Памятник на могиле изображает детей, скорбящих о любимом учителе, который для них был другом и духовным отцом.

А.С. Макаренко уже в 20-х годах подошел к разработке системы воспитания, которая, по его мысли, должна была отвечать задачам строительства нового общества. В своих учреждениях он создавал коллектив, основанный на принципах соединения воспитания и обучения трудом.

Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970) родился в селе Василевка на Херсонщине. С 17 лет он учительствовал в сельской школе, а в 1938 г. заочно закончил Полтавский педагогический институт. В 1941 г. он добровольцем ушел на фронт. Под Ржевом, поднимая роту в атаку, политрук Сухомлинский был тяжело ранен и до конца дней своих носил в груди вражеские осколки. После длительного лечения в госпитале работал директором сельской школы в Удмуртии. Весной 1944 г., когда была освобождена Кировоградская область, он возвращается на родину и работает заведующим районным отделом народного образования. С 1948 г. Сухомлинский становится директором Павлышской школы, которой бессменно руководит до конца своих дней. Война оставила тяжелые раны в украинских селах, осиротевшие дети нуждались в отеческой заботе.

Сухомлинский стал учителем-подвижником, отцом, наставником своих учеников. В этом отношении он считал себя последователем Я. Корчака. «Жизнь Я. Корчака, - писал Сухомлинский, - его подвиг изумительной нравственной силы и чистоты явился для меня вдохновением; я понял: чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им свое сердце». И он отдал его детям, создав уникальную «школу радости», которой посвятил все свои силы. Его перу принадлежат свыше 40 монографий. Среди них такие ставшие педагогическими хрестоматиями книги, как «Сердце отдаю детям», «Павлышская средняя школа», «Рождение гражданина», «Мудрая власть коллектива» и т. п. Сухомлинский написал более 600 статей, 1200 рассказов и сказок.

Ян Амос Коменский (1592 – 1670). Чешский педагог, гуманист, основоположник дидактики (теории обучения). Говорил о всеобщем обучении на родном языке. Предложил организовать единую школу. Его труд «Великая дидактика».
1.определил и разработал возрастную периодизацию
2.создал классно-урочную систему, где урок – основная форма обучения (длительность урока, организация)
3.его принципы легли в основу классического воспитания и обучения: природосообразность ребенка (психологическое познание), принцип научности, энциклопедичности (знания научно обоснованные и указанные в литературе), доступности (знания адаптированные ребенку), систематичности и последовательности (от простого к сложному), сезонности (подбор материала в зависимости от сезона).
4.выделил «золотое правило» дидактики – принцип наглядности обучения
5.посветил целую главу семейному воспитанию «О материнской школе», где мать – основной воспитатель
6.выделял физическое воспитание как приоритетное направление (здоровье)
7.говорил о создании условий, чтобы не было недостатка в развлечениях ребенка.
Иоганн Генрих Песталоцци (1746 – 1827).
1.разработал принцип природосообразности («Глаз хочет смотреть, ухо слышать, нога – ходить, а рука – хватать»). Природа ребенка требует и стремится к развитию.
2.разработал теорию элементарного образования (знакомство с окружающим миром, развитие речи, обучение счету, письму и чтению в дошкольном возрасте)
3.объединил обучение и труд, т.к. это развивает мысль и дух ребенка.
Жан Жак Руссо (1712 – 1788). Французский педагог – теоретик. Его труд «Эмиль или о воспитании». Труд отражает путь решения проблемы воспитания. Преимущество социальному воспитанию дается, ребенка забирают от родителей, он воспитывается под руководством педагога. Против насилия. Пропаганда учета индивидуальности, желаний и потребностей ребенка. Активное использование косвенных методов воспитания. Из-за постоянно сменяющихся желаний и интересов у ребенка знания носят не систематизированный характер, отрывочный. К 18 годам Эмиль совершает кругосветное путешествие, познает мир. Затем становится учеником ремесленника, помогает ему во всем и одновременно обучается ремеслу. Ребенок должен быть воспитан на благо обществу. Источниками воспитания являются природа, люди, предметный мир. Идеи воспитания: физическое, умственное развитие, развитие внешних чувств.
Фридрих Фребель (1782 – 1852). Немецкий педагог. Первый создал учреждение для дошкольников «Детский сад», взрослых назвал садовницами. Считал, что есть главное для развития человека:
1.инстинкты (деятельность, познание, художественный и религиозный инстинкт)
2.цель воспитания – развитие у ребенка природных способностей (инстинктов)
3.идеи воспитания включают игру, развитие внешних органов чувств (геометрические фигуры), Дары Фребеля для разработанной им системы сенсорного развития (игрушка – мяч, шар и куб, деление кубиков на части по величине, разделение частей на направления плоскостные, линейные и угловые, разделенный кубик на 27 кирпичиков вдоль и поперек для развития навыков строительства). Предлагал занятия лепкой, рисованием, плетением, вышиванием, выкладывание орнамента из гороха и бусинок, разработал подвижные игры на воздухе и занятия по физкультуре. Таким образом, Ф. Фребель является основоположником дошкольной педагогики, т.к. занимался подготовкой педагогических кадров, излагал систему воспитания дошкольников в книгах «Материнские и ласкательные песни», «Сто песен к играм в мяч», «Детский сад».
Мария Монтессори (1870 – 1952). Итальянский врач – педагог. Ее идеи: - система самовоспитания, самообучения детей; - отрицала руководящую роль взрослого в воспитании и развитии детей. Разработала создание условий для развития детей на основе их психологических возрастных особенностей. Впервые ввела антропометрические измерения (вес, рост ребенка). Разработала систему сенсорного развития – развития органов чувств. Занятия длились 4 – 5 часов. Учреждение для детей называлось «Дом ребенка». Разработала принципы воспитания и развития:
-ничего не делать за ребенка, если он способен сделать это сам
-развитие всех органов чувств
-ручной труд (вырезание ножницами)
-пение, игры на воздухе.
Надежда Константиновна Крупская (1869 – 1939). Советский педагог. Работала над книгой «Народная демократия». В книге отражено трудовое воспитание как ведущее направление в обучении и воспитании детей. Боролась за идею социализма. Т.е. государство ставит цель, а рабочие должны ее реализовывать. Детская производственность труда является важным компонентом воспитания и обучения детей.
Константин Дмитриевич Ушинский (1823 – 1870). Идея народности в воспитании. Народность – система, выработанная исторической жизнью народа. Пособие «Родное слова» предназначено для учителей, которые преподают на родном языке для воспитания у детей чувства патриотизма, любви к родной земле. Разработал педагогическую систему:
-воспитание ребенка должна начинаться в семье
-воспитание продолжается в ДОУ
-обязательное школьное образование
Антон Семенович Макаренко (1888 – 1939). Говорил о продуманных целях воспитания. Выделил недочеты педагогической системы образования в советское время:
-нет систематичности
-нет взаимосвязей между воспитанием и обучением
-между педагогами нет взаимодоговоренности по поводу материала по предметам, поэтому знания детей носят разрозненный характер
-цели воспитания и обучения конкретных учреждений не удовлетворяют потребности общества в целом
-педагоги не проявляют гибкости мышления, используют авторитарный стиль общения с детьми
-нет учета индивидуальных особенностей и интересов детей
-не развивается чувство коллективизма у детей, т.к. не дают детям ответственных поручений и возможности к самодисциплинированности и взаимоответственности за коллектив и себя.
Работал в колонии для несовершеннолетних детей, организовывал коллективные формы воспитания, развивал самостоятельность, ответственность за порученное дело перед сверстниками. Составлял руководство и рекомендации для воспитания детей в коллективе. Пропагандировал самоуправление детским учреждением.
Аделаида Семеновна Симонович (1840 – 1933). Открыла первая платный детский сад для детей от 3 до 6 лет. Говорила о пользе ДОУ для подготовки к школьному обучению (грамматика, счет, вырезание, плетение, лепка, родиноведение, знакомство с трудом взрослых). Разработала дидактические занятия с куклой. При ней появляется первый российский журнал «Детский сад», где отражаются дидактические правила воспитания и обучения детей, требования к личности воспитателя.
Елизавета Николаевна Водовозова (1844 – 1923). Последовательница К.Д. Ушинского. Пропагандировала идею народности в воспитании и обучении, делала упор на умственное, физическое и нравственное воспитание. Ведущим методом является наблюдение, приоритетной темой является знакомство с трудом взрослых.
Луиза Карловна Шлегер (1863 – 1942). Участница прогрессивного гуменного общества. Открыла детский сад для рабочих семей. Пропагандировала воспитание детей в коллективе. Дети самостоятельно изготовляют игрушки – поделки в труде. Затем используют эти игрушки в коллективных играх. Выпустила книгу «Л.К. Шлегер», где отражается практическая работа с детьми в детском саду. Приоритетным направлением является физической воспитание, игра, знакомство с трудом взрослых.
Елизавета Ивановна Тихеева (1867 – 1943). Участвовала в составлении программы, разработала систему сенсорного воспитания, и развития речи. Описала правила для ребенка, выдвинула требования к наглядным пособиям, разработала подробно словесные методы (рассказы, истории). Обращала внимание на развитие у детей творческих способностей.
Шалва Александрович Амонашвили (1931). Современный грузинский педагог – гуманист. Первым проектом была «Школа радости» в Тбилиси для детей с 6 лет. Его труды: «Педагогическая симфония», «В школу с 6 лет», «Школа жизни», «Создание человека». Педагог-гуманист выдвинул три основных принципа гуманистической педагогической деятельности:
1.любить ребенка – педагогика любви не терпит грубости, давления, ущемления достоинства, игнорирования жизни ребенка
2.очеловечивать среду, в которой живет ребенок – обеспечение душевного комфорта и равновесия (ничто не должно раздражать ребенка, рождать в нем страх, неуверенность, унижение и уныние)
3.прожить в ребенке свое детство – стремиться вызвать доверие ребенка к педагогу, любовь к педагогу, взрослый в свою очередь познает жизнь ребенка со всех сторон
Главный девиз педагога – ребенок может все, учитель же должен в это свято верить и эту формулу внушать ребенку. Ш.А. Амонашвили выделил три страсти детства, которые позволяют осуществлять движение природы ребенка:
-страсть к развитию – стремление к противоречиям и трудностям, их преодоление
-стремление к взрослению – взрослым следует общаться с ребенком на равных, давать ответственные поручения
-стремление к свободе – уважение характера личности ребенка, отказ от запретительной педагогики.
Педагог против отметок, искусственно вводимых с целью стимулирования учебно-познавательной деятельности детей. Оценка взрослого должна быть направлена на творения ребенка, его самоконтроль, суждения и самое главное на успех ребенка. Чтение должно быть в школе не для скорости техники чтения, а как средство познания, анализа прочтенного текста, выборочного интереса к печатной информации.
Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970). Его труд «Проблемы воспитания всесторонне развитой личности». Педагог говорил, что важно поощрять успехи ребенка, вызывать в школу родителей за хорошие поступки, делать об этом запись в дневнике. Оценки должны быть оптимистичными, поощряться за труд, получать их могут только старшеклассники, в начальной школе детей нельзя запугивать оценками. Воспитание должно быть без наказаний. Педагог выделил несколько потребностей ребенка:
1.материальные потребности - на голодный желудок невозможно постигать знания, человек себя хочет чувствовать уверенным в материальном достатке
2.потребность в познании – чувство открывателя, исследователя природы и самого себя. В раннем возрасте эта потребность особенно сильна.
3.потребность в человеке как в носителе духовных ценностей – желание общаться, обменивать мыслями, идеями, проблемами.
В.А. Сухомлинский говорил, что проблемой современного общества является отсутствие гармонии между материальными потребностями и духовными (человек богат, но безнравственен).
Педагог-гуманист создал свою систему эстетическо - нравственного воспитания – красота в природе, в музыке и живописи, в семье, а именно в матери. Говорил о необходимости развития положительной эмоционально-чувственной сферы в ребенке. Педагог против зазубривания материала в школе, поощрял рассуждения, творчество, активность в ребенке. Говорил о важности веры педагога в то, о чем он говорит детям: «Корень многих бед воспитания как раз в том, что зачастую питомца призывают следовать за знаменем, в то время, как это знамя никто не несет». Говорил о важности физического труда ребенка не только для блага общества, но и что очень важно для личного познания ребенка самого себя, раскрытия своих задатков и способностей. Трудовое воспитание, по мнению педагога, должно быть неразрывно связано с нравственным, эстетическим, интеллектуальным, физическим воспитанием и развитием.

5 октября более чем в ста странах отмечают Всемирный день учителя. В этот день принято поздравлять всех, кто трудится в сфере образования. Для России это особый праздник, ведь наших педагогов знают во всем мире!.

Сильвестр

Поп Сильвестр обучал молодого Ивана Грозного и стал редактором "Домостроя". Фото: Commons.wikimedia.org

Живший в XVI веке протопоп Сильвестр не был учителем в современном понимании этого слова, поскольку в то время на Руси еще не было школ, однако он вошел в историю как выдающийся педагог. Священник получил хорошее образование и имел большую библиотеку. Свои знания он передавал самому царю - молодому Ивану Грозному! Известно, что Сильвестр сделал большой вклад в образование царя. Правда, через некоторое время между священником и Иваном Грозным произошла размолвка: царь тяготился чрезмерной опекой Сильвестра и стал называть его «попом-невежей», а затем сослал в Соловецкий монастырь, где тот и умер.

Современники называют Сильвестра первым учителем этикета: еще находясь в расположении у царя, он стал редактором «Домостроя» - знаменитого свода правил по всем направлениям жизни человека, от семейного строя до религии. Среди глав книги были «Как жить человеку по средствам своим», «Как детям почитать и беречь отца и мать и повиноваться им и утешать их во всем», «Как сохранять порядок домашний и что делать, если придется у людей чего попросить или людям свое дать» и другие.

«В этой книге отыщешь ты устав о домовном строении, как учить жену и детей и слуг, и как всякий запас собирать — и хлебный, и мясной, и рыбный, и овощной, и о домашнем хозяйстве, особенно в сложных делах, - написано в предисловии к «Домострою». Далее Сильвестр подробно разбирал каждую сферу жизни. Так, священник учил при входе в помещение «носъ высмаръкати», снять шапку, вытереть грязные ногти, помолиться и постучаться в дверь. Муж должен работать и быть трудолюбивым, жена - слушаться его и заниматься домашним хозяйством, а дети - уважать и почитать своих родителей. Далее Сильвестр объяснял, что у каждого должна быть нарядная одежда, предназначенная для праздничных дней. В конце книги автор писал, как хранить и готовить разные овощи.

«Домострой» - не просто средневековый учебник. Из книги можно почерпнуть подробные сведения о быте и социальном устройстве на Руси.

Василий Жуковский

Жуковский долгое время был придворным учителем. Фото: Commons.wikimedia.org

Василий Жуковский известен не только как великий поэт и друг Пушкина, но и как домашний педагог царской семьи. Он был учителем наследника престола Александра Николаевича - будущего императора Александра II. Жуковский лично разработал 12-летний план обучения, куда входили уроки по русскому языку, истории, географии, нравственности и другим дисциплинам. В образовании великого князя поэт добился больших успехов и был щедро награжден за свои труды.

И если Александр II был всю жизнь признателен своему наставнику, то великая княгиня Александра Федоровна, которая также была ученицей Жуковского, не оценила его педагогического таланта. В своих мемуарах жена Николая I, немка по происхождению, писала, что Жуковский был замечательным поэтом, но не самым лучшим педагогом, из-за чего русский язык давался ей нелегко. «Он был человеком слишком поэтичным, чтобы оказаться хорошим учителем, - писала императрица. - Вместо того, чтобы корпеть над изучением грамматики, какое-нибудь отдельное слово рождало идею, идея заставляла искать поэму, а поэма служила предметом для беседы; таким образом проходили уроки. Несмотря на мое страстное желание изучить русский язык, я постигала его плохо».

В 1841 году Жуковским перестал быть придворным учителем и занялся образованием собственных детей - Александры и Павла.

Константин Ушинский

Ушинский разработал основы научной педагогики. Фото: Commons.wikimedia.org

Константин Ушинский стал основоположником научной педагогики в России. В середине XIX века он переехал из Москвы в Петербург и получил место преподавателя русской словесности в Гатчинском Сиротском институте. В стенах учреждения Ушинский обнаружил большую библиотеку с книгами по педагогике. Прочитанная литература оказала на молодого педагога сильное влияние, и он стал автором «Журнала для воспитания», где публиковал свои статьи о реорганизации образовательной системы в стране.

В своих публикациях Ушинский выступал за демократизацию народного образования. Особое внимание педагог уделял начальному образованию. Ушинский считал, что в процессе обучения должен быть элемент игры, а самим преподавателям нужно не зацикливаться на своих предметах, а заниматься еще и воспитанием детей. Урок, писал Ушинский, это главная форма единства воспитания, образования и развития. Он разработал целый ряд методик - повторения учебного материала, формирования у детей общих представлений и понятий на основе наглядного материала и развития у детей мышления и речи. Некоторые консерваторы называли педагога вольнодумцем, однако Ушинский не прекращал развивать свою теорию о том, что воспитанием школьников должны не только родители, но и учителя.

Позже он перешел на работу в Смольный институт благородных девиц, где открыл класс для подготовки воспитательниц. По воспоминаниям современников, Ушинский экзаменовал учениц в два счета: он формулировал свои вопросы четко и ясно, а по ответам девочек сразу был понятен уровень их знаний. «Педагогика не наука, а искусство - самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств, - говорил Ушинский. - Оно стремится к идеалу, вечно достигаемому и никогда вполне недостижимому: к идеалу совершенного человека».

Лев Толстой

Толстой открыл школу для крестьянский детей. Фото: www.globallookpress.com

Писателя Льва Толстого всегда волновали проблемы воспитания и образования детей. В 1859 он открыл в Ясной поляне собственную школу для крестьянских детей. Она располагалась во флигеле рядом с домом Толстого.

В школе велось обучение по 12 разным предметам - арифметике, чтению, географии, рисованию, пению и другим. Сам писатель вел, в основном, математику, физику и историю. Уроки начинались в 8-9 утра и длились до 15-16 часов с перерывом на обед. Порядки в учебном заведении были довольно лояльными: за прогулы никто не наказывал, за неуспеваемость не ругали, домашних заданий и вовсе не было, а в классе каждый мог сесть на любое место. «Образование на деле и в книге не может быть насильственно и должно доставлять наслаждение учащимся, - объяснял это Толстой. - Вернейший признак действительности и верности пути образования есть удовольствие, с которым оно воспринимается».

В свободные от уроков часы Толстой ходил с детьми на прогулки: летом они все вместе собирали грибы в лесу, а зимой писатель учил школьников кататься на коньках. Дети очень любили учителя, который отдавал им все свое время. «В школе у нас было весело, занимались с охотой, - вспоминал впоследствии один из учеников Толстого, Василий Морозов. - Но еще с большей охотой, нежели мы, занимался с нами Лев Николаевич. Так усердно занимался, что нередко оставался без завтрака. Он требовал от нас чистоты, бережливости к учебным вещам. Любил, чтобы на вопрос ему отвечали правду, без задней выдумки. Порядок у нас был образцовый!».

О теплом отношении учеников к Толстому как к педагогу можно судить и по сохранившемуся до наших дней рисунку, сделанному одним из школьников. На нем ребенок изобразил, как двое ребят соревнуются в перетягивании каната, а рядом стоит учитель и поддерживает их. Рядом автор рисунка подписал: «Милый человек Лев Николаевич».

Надежда Крупская

Крупская была домашней учительницей. Фото: Public Domain

Перед тем, как стать верной соратницей и женой Владимира Ленина, Крупская занималась преподавательской деятельностью. После окончания гимназии она получила звание домашней учительницы и давала уроки математики. Позже, когда Крупская изучила марксистские идеи и прониклась их духом, она перешла на работу в вечернюю школу для рабочих. Там Крупская учила пролетариат считать и писать, а также активно пропагандировала марксизм среди трудящихся.

При этом она продолжала заниматься и образованием для детей. Крупская заявляла, что школа должна «воспитывать нового человека», а труд и знания должны стать неотделимыми. Она работала над организацией пролетарского юношеского движения, комсомола и пионерии. Именно Крупская первой выступила с речью о том, что школы должны быть светскими, а обучение в них - патриотическим и интернациональным.

Loading...Loading...